Сосед начал жить по-новому. В стране началась реализация “Стратегии действий–2017–2021” – национального плана реформирования сразу по пяти направлениям. Сюда включены реформа государственного устройства, судебно-правовой системы, либерализация экономики, социальной сферы и обеспечение безопасности. Но поражает не то, что страна меняется, а то, с какой скоростью принимаются решения и начинаются действия.
Буквально за полгода президентства Шавката Мирзиёева изменения произошли практически во всех сферах экономики: от денежно-кредитной политики до промышленности. Причина такой активности очень проста – новый президент не обладает ни такой властью, ни авторитетом, как покойный Ислам Каримов. Ему надо доказывать свое право на власть. И самый лучший способ – обеспечить рост экономики.
Валюта
Первое и, наверное, самое громкое решение президента связано с изменением валютного режима. В стране существовало сразу три курса сума: официальный, черный (или рыночный) и курс обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Курс рынка всегда превышал официальный в 2 раза. С 1 января 2013 года в Узбекистане был введен запрет на продажу населению валюты.
В декабре, сразу после выборов, Мирзиёев объявил о валютной реформе. Главные цели две: сблизить официальный и рыночный курс и либерализовать банковскую систему, чтобы она могла финансировать экономический рост.
С 1 февраля норма обязательной продажи половины выручки экспорта снижена до 25 процентов. Для текстильных предприятий эта норма вовсе была отменена. Разрешен расчет в валюте внутри страны.
Наконец была выпущена в оборот купюра в 10 тысяч сумов. До этого крупнейшей была в 5 тысяч. Из-за низкого курса даже на базар надо приносить сумку денег.
Однако первые результаты не очень успешны. Курс упал до 3 760 сумов за доллар. Черный курс снизился еще быстрее – до 8 тысяч. И, судя по всему, местная валюта потеряет еще, пока денежная масса не насытит экономику.
Производство
В развитии экономики правительство намерено опереться на традиционные отрасли: сельское хозяйство, машиностроение, химию, фармацевтику, туризм. Но большинство предприятий страны создавались не ради товаров, которые нужно производить, а ради самого производства. От такого отношения страдает прежде всего качество продукции.
Для решения этой проблемы Мирзиёев уже подписал “дорожную карту” по повышению эффективности работы агентства “Узстандарт” на 2017–2020 годы. Документ предписывает принять более 2 тысяч международных стандартов, внедрить системы управления качеством на 9 тысячах узбекских предприятий, добиться международного признания результатов испытаний, проводимых лабораториями агентства “Узстандарт”.
Приватизация
Чтобы экономика заработала быстрее, решено избавляться от госсобственности. 18 апреля Шавкат Мирзиёев подписал указ о преобразовании госкомитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в госкомитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции.
Уже в июне этот орган должен предоставить планы по приватизации неэффективной госсобственности, организовать курсы для предпринимателей и внести предложения по созданию бизнес-инкубаторов.
Причем деньги от продажи имущества должны пойти не в бюджет, а на помощь бизнесу. Другой указ президента РУ предписал создать фонд содействия приватизированным предприятиям на базе фонда средств от приватизации госимущества.
Пока неизвестно, сколько предприятий будет продано. Но для Узбекистана, где государство – это всё, такой шаг очень смелый.
НПЗ
Либерализация внутреннего рынка непременно приведет к росту числа автомобилей. Раньше Ташкент всеми силами мешал людям покупать машины: было мало кредитных программ, развивал прежде всего общественный транспорт, для личных автомобилей почти невозможно было купить бензин. Для сравнения: в 2015 году на тысячу жителей Казахстана приходилось 232 автомобиля, в Узбекистане – всего 67. При этом работал автозавод “УзДэу” в Асаке, в Самарканде, Хорезме и Ташкенте организована сборка грузовых автомобилей, автобусов и тягачей.
Проблема была в том, что стране не хватает своего топлива. Существующая добыча нефти не покрывает потребностей. Покупать же сырье за рубежом не всегда возможно – валюты не хватает. Из трех НПЗ работают только два. Но и они загружены на половину мощности.
Решению этой проблемы были посвящены государственные визиты Шавката Мирзиёева в Астану в марте и в Москву в апреле. По итогам переговоров НХК “Узбекнефтегаз” и НК “КазМунайГаз” подписали соглашение об увеличении поставок сырой нефти в Узбекистан. Министерство энергетики России также пообещало поставить нефть на 225 миллионов долларов. Таким образом, создается основа для организации постоянного канала поставок нефти.
И уже 27 апреля глава РУ принял участие в церемонии закладки первого камня НПЗ в Джизакской области. Согласно предварительным расчетам, мощность предприятия составит 5 миллионов тонн в год. Комплекс будет производить более 3,7 миллиона тонн моторного топлива, более 700 тысяч тонн авиационного керосина и 300 тысяч тонн сопутствующих нефтепродуктов. Глубина переработки составит 94 процента.
Для сравнения: строительство четвертого НПЗ в Казахстане было заложено в программу ФИИР в 2011 году. Однако министерство энергетики РК еще не выбрало площадку для предприятия. Глубина переработки казахстанских НПЗ составляет 65–70 процентов. Таким образом, мы фактически содействуем развитию нефтепереработки в соседней стране. Почему через двадцать лет Казахстан проиграет экономике Узбекистана
Финансы
Слабое место всего этого плана – нехватка денег в экономике Узбекистана. И раньше, и сейчас финансовые власти очень критично смотрели на возможность прихода к ним банков из других стран мира. Прежде всего России и Казахстана. Свои же банки такими деньгами не располагают.
Размер финансового рынка для РУ очень небольшой. Например, капитализация банков по итогам 2015 года составляла 1 миллиард долларов. Это в 9 раз меньше, чем в Казахстане.
Капитализация крупнейшего банка “Асака” равна почти 300 миллионам долларов. В пересчете по официальному курсу. Но если пересчитать по курсу черного рынка, который более точно отражает курс сума, то это будет уже 125 миллионов долларов.
То есть любой казахстанский финансовый институт, переживший кризис и отвечающий жестким требованиям НБ РК, вполне может порвать своих узбекских конкурентов на их же поле. На нашем фоне это тепличные растения.
Пять крупнейших БВУ владеют 62 процентами всех активов банковской системы. В Казахстане пять крупнейших располагают лишь половиной всех активов. Большая концентрация рынка тоже показывает слабость системы.
Тем не менее реформы идти будут. В начале марта назначен новый глава НБ РУ. Им стал достаточно молодой Сухроб Холмурадов, работавший первым заместителем председателя. В апреле началась смена руководства в госбанках – в Народном и “Асака”.
А министерству финансов и НБ предложено подготовить проект изменений, согласно которым с банков снимут не свойственные им функции, освободят от опеки госорганов. Контроль за их работой передадут Нацбанку.
Энергетика
Для поддержки роста экономики нужны также и энергетические мощности. Здесь тоже засада. Установленная мощность электростанций РУ – 12,3 ГВт. Формально это половина мощностей Объединенной энергосистемы ЦА, без Казахстана. Пока свои потребности в энергии страна обеспечивает сама. Но, учитывая размер экономики Узбекистана и трех других стран региона, мощности будет явно не хватать для поддержки всех проектов “Стратегии…”.
Здесь Ташкент тоже вроде решает проблемы: 4 мая Шавкат Мирзиёев подписал программу мер по развитию гидроэнергетики на 2017–2021 годы. Запланировано строительство 42 новых и модернизации 32 действующих гидроэлектростанций, но “на естественных водотоках и водохозяйственных объектах”. То есть это малые ГЭС, которые погоды не делают.
Международное сотрудничество
Необходимые деньги страна намерена получать от соседей. Прежде всего из Казахстана. Кроме обычного экспорта к нам овощей и фруктов, племенного материала и машин президент Мирзиёев уже предложил начать создавать свободные экономические зоны на границах с РК. В дополнение к уже действующим СЭЗ. Здесь будет действовать свободный валютный и налоговый режим в расчете на привлечение инвестиций и производств именно из нашей страны.
Еще одним источником валюты могут стать международные банки. Так, Европейский банк реконструкции и развития возвращается в Ташкент после 15-летнего перерыва. Понятно, что банк выставил свои условия и руководство страны их приняло. Условия обычные для ЕБРР: унификация обменного курса и устранение валютного контроля.
В марте в Ташкенте побывало руководство ЕБРР. По итогам переговоров банкиры уже наметили интересные для себя отрасли и проекты. Главным образом это инфраструктура, консультативные услуги, кредиты для малого и среднего бизнеса, финансирование зеленых и энергосберегающих технологий.
В апреле Узбекистан посетила делегация уже Европейского союза. Для начала ее члены уже пообещали грант в 21,5 миллиона евро на развитие фермерских хозяйств. А также продлили проект по обучению предпринимателей.
И самое необычное для Узбекистана: президент страны предложил согражданам дополнить “Стратегию действий” своими мыслями. Жители откликнулись. Внесено 1 310 предложений. 215 из них приняты к рассмотрению. Среди таковых – раздать землю, вступить в Таможенный союз, амнистировать теневой капитал и вернуться к кириллице.
***
Экономические реформы в Узбекистане будут идти еще очень долго. Слишком много страна прожила в закрытом режиме. За это время все ее соседи успели убежать вперед по разным направлениям. Казахстан – экономически и социально, Киргизия и Таджикистан – политически. За четыре года, пока будет действовать “Стратегия…”, этот разрыв стране не перепрыгнуть. Проблем накопилось очень много.
Внешние условия тоже не сильно благоприятствуют изменениям. По оценке Всемирного банка, цены на сырье из Узбекистана именно в этот период будут стабильно невысокими. На газ, хлопок, уран, минеральные удобрения, текстиль. Значит, экономические догонялки продолжатся и после 2021 года.
Алматы