Кандидат биологических наук Найля КОНУРКУЛЖАЕВА проделала огромную научную работу. Независимые эксперты, оказывается, такие исследования ведут, и от их результатов можно содрогнуться.
Возможно, что местные чиновники проявляют небывалую заботу о гражданах, пытаясь сохранить нашу психику, и не проводят серьезных экологических исследований, а если и проводят, то не публикуют результаты. Ведь они – точно не для слабонервных.
Экологическая обстановка в Алматы ужасна: чадящие автобусы, старые машины. Знаменитый “золотой квадрат” уже смело можно переименовать в “черный”.
Но и этого чиновникам мало: чтобы изгнать последний тщедушный ветерок, строятся многоэтажные комплексы прямо в сердце Алматы. Горожане плавают в сизой пелене и не осознают, что с каждым вдохом они получают порцию “яда”, который способен вызывать целый список заболеваний. Но, тсс! Об этом вслух у нас говорить не принято. Респиратор как "реклама" олимпийской заявки
Я обзвонила ведущих врачей-пульмонологов мегаполиса, и все они дали понять: информации о том, как влияет алматинский смог на здоровье, официально нет. Но, извините, чьи белые воротнички прикрывает такая опека?
К счастью, мне удалось найти эксперта, авторитет которого непоколебим. Известный биолог, чьи труды признаны международным сообществом ученых, передала мне свою монографию – в ней результат исследования, как грязный воздух Алматы влияет на здоровье людей и ложится тяжелым бременем на республиканский бюджет.
Вот только несколько цифр: в среднем ежегодно в Алматы болеют различными болезнями органов дыхания около 35–40 тысяч человек на 100 тысяч населения, то есть почти половина всех жителей!
Это самый высокий показатель, превышающий общереспубликанский почти в два раза. Для примера: в шахтерской столице, которая не особо славится экологической обстановкой, заболеваемость составляет около 24 тысяч на 100 тысяч населения.
Рост количества больных имеет и экономические последствия.
Смог бьет по бюджету
– В моем исследовании я уделила внимание экологии, здоровью и экономике. Экономический урон рассчитывается по росту заболеваемости населения. Показателем являются индексы здоровья, которые высчитываются для каждого города. Также высчитывается индекс загрязнения атмосферы, – рассказывает Найля Конуркулжаева. – Я разместила в монографии таблицу наблюдения, как растет заболеваемость, мы отслеживали изменения за пять лет.
По сравнению с другими Алматы – самый загрязненный город, если смотреть по заболеваниям. Более 41 процента из них приходится на органы дыхания: это бронхиты, астма, риниты. Представьте себе 300 тонн сажи и тысячи тонн газов.
Загрязнение воздуха влияет на уменьшение потенциала человеческого ресурса, тут вам и взятые больничные, и лечение этих людей – я не говорю уж о том, сколько уходит денег на лекарства.
Плюс эти люди будут рожать детей, и следующее поколение может нести мутантные гены, ведь недостаточно качественный воздух может сказаться на репродуктивной способности женщины, на вынашивании ребенка. Нарушается иммунный статус, появляются аллергические заболевания. Уровень их увеличился. У меня были данные из наших городских больниц, где есть аллергологический и гематологический центры. Учитывайте, аллергические заболевания очень тяжело поддаются лечению, мы можем лишь снимать или смягчать симптоматику, в результате получаем армию хроников.
По данным минздрава, в среднем на лечение одного больного в стационаре тратится 90 тысяч тенге. Вот и посчитайте, каковы расходы, если у нас десятки тысяч больных легочными заболеваниями только в одном городе Алматы.
О чем молчат деревья?
– Измерительные приборы демонстрируют одномоментный результат по загрязнению атмосферы, живые организмы показывают, какое влияние идет на организм. Поэтому мы использовали биоиндикационные методы в работе, например, листья деревьев, – продолжает ученый. – Если проблем нет, то листовая пластинка симметричная. Листья на наших деревьях изменены из-за крайне загрязненного воздуха.
Наивно полагать, что, если таким мутациям подверглись растения, нас, людей, это обходит стороной.
– Первая реакция людей – это бронхиальные заболевания и аллергические. Дальше могут идти сердечно-сосудистые и онкология, – говорит наш эксперт. – Алматы находится в котловине, и когда-то архитекторы, которые проектировали город, говорили, что он не должен застраиваться высотными домами, чтобы не нарушать розу ветров. Лишь слегка продувается его южная часть. Все остальное – в атмосферной ловушке. Другой момент – автомобили, в часы пик они стоят в пробках, количество выбрасываемых газов увеличивается в несколько раз, там и оксид серы, и оксид свинца, фенольные соединения, бензопирены, которые крайне вредны. Именно они являются пусковым механизмом для онкологических заболеваний.
Идет очень серьезный пресс на здоровье людей. Но наши рекомендации, куда бы мы ни обращались, все они – как глас вопиющего в пустыне. У нас неофициальная политика сглаживания, чтобы была приемлемая картина. Но мы не понимаем, что сами себя обманываем. Та же переработка твердых бытовых отходов: сколько денег было вложено и что сейчас? Все начинания и деньги утонули. Сам завод превратился в ненужный хлам.
АЛМАТЫ