Было начато досудебное расследование по статье 453, часть 2, Уголовного кодекса – “Халатное отношение к службе, повлекшее тяжкие последствия”. Главный военный прокурор взял его под личный контроль, однако следственно-оперативной группе ГВП пока не удалось определить даже круг подозреваемых лиц…
Сотрудники ЧС и “Казгидромета” накануне предупреждали военных об угрозе дождевых паводков и сходе снежной лавины, но их слова командование горноегерского полка пропустило мимо ушей. Почему?! Из-за отсутствия должного опыта или действительно по халатности?
Заместитель военного прокурора по Южному региону Айдос РЫСКУЛОВ в телефонном разговоре с корреспондентом “КАРАВАНА” не смог с ходу ответить на эти вопросы, подтвердив лишь, что уголовное дело по факту было возбуждено следователем военной прокуратуры практически в тот же день.
– Поскольку дальнейший ход расследования поручено проводить спецпрокурору ГВП, то никто из местной прокуратуры не вправе что-либо комментировать по тому делу, – говорит Айдос Рыскулов. – Мы каждый день ожидаем приезда спецпредставителей ГВП из Астаны, но нам они не докладывают, когда именно сюда доберутся.
– Айдос, семьдесят дней уже прошло с момента трагедии. Какие уроки извлечены должностными лицами? Что необходимо предпринять, чтобы солдаты в мирное время не возвращались домой в цинковых гробах?!
– Без комментариев. Звоните в Астану.
Специальный прокурор ГВП Асхат УСКЕМБАЕВ в телефонном разговоре также оказался немногословным: “Звоните в пресс-службу ГВП. Да, ходом расследования занимаюсь я, но без разрешения полковника Балыкбаева что-либо комментировать не имею права”.
Руководитель пресс-службы ГВП полковник БАЛЫКБАЕВ, до которого мне удалось-таки дозвониться, тоже потребовал вопросы изложить официально и выслать по почте. Заметил лишь, что рассматривать запрос “КАРАВАНА” он будет, когда с ним ознакомится главный военный прокурор Ергали МЕРЗАДИНОВ и отпишет в пресс-службу “к исполнению”.
“КАРАВАН” уже рассказывал о том, как министр обороны, генерал-полковник Сакен ЖАСУЗАКОВ своим приказом освободил от занимаемых должностей командира горноегерского полка и его первого заместителя – начальника штаба в/ч 91678 (“КАРАВАН”, № 7, “Небоевые потери”). Признав тем самым, что офицеры полка при организации занятий по боевой подготовке в горной местности “допустили служебную халатность, повлекшую гибель военнослужащих”.
В чем именно заключается “командирская халатность”, следственная группа ГВП пока не выяснила. Что известно об ущелье Коксай, где погибли военнослужащие после схода лавины
– За это время представители минобороны, к сожалению, так и не заинтересовались нашим деловым предложением о профессиональной помощи в подготовке горных стрелков, – говорит директор Научно-исследовательского института туризма, мастер спорта международного класса, профессор Владимир ВУКОЛОВ. – Хотя с самого начала эту помощь наши опытные специалисты им предлагали. Уверен, что будь среди военнослужащих опытный инструктор по горной подготовке, то гибели солдат можно бы было избежать. И такой инструктор должен быть независим от командира подразделения в принятии решения о выходе или невыходе в горы. Или хотя бы его инструкторское слово должно быть весомым в кругу военных. Это главное условие. Что касается наказания виновных в той трагедии из числа действующих командиров и начальников, то оно, на мой взгляд, должно все же быть неотвратимым. Чтобы другие люди, наделенные властью и ответственные за жизнь наших солдат, впредь лучше думали и решения свои командирские принимали не спонтанно на эмоциях, а взвешенно. Кровью доказано не единожды – горы ошибок не прощают!
Алматы