Открытым при этом остается лишь один вопрос: когда же независимо от сезона местные дороги будут стелиться, что называется, скатертью?
Во всем виноват… дорожник?
Запоздавшая в этом году весна принесла привычные проблемы – убитые за зиму дороги, многие из которых ремонтировались в прошлом году, стали такой же приметой сезона, как и “неожиданные” паводки. В ответ на возмущение автомобилистов, вынужденных показывать мастерство “езды с препятствиями”, депутаты, ежегодно выделяющие на ремонт асфальтного покрытия миллиарды тенге, уже выезжают с проверками работы фирм-подрядчиков. А чиновники, заказывающие ремонт, ищут объяснения поубедительнее, чем “асфальт стирают шипы на шинах автомобилистов”.
Между тем руководители дорожно-ремонтных фирм в этом году наконец нарушили “обет молчания” и публично озвучили свою точку зрения на один из двух извечных вопросов карагандинской интеллигенции: “Что делать?”. Тем паче что в ответ на первый вопрос “Кто виноват?” и народ, и власти единодушно указывают в их сторону.
По словам представителей фирм-подрядчиков, недавно объединившихся в Ассоциацию дорожно-строительной отрасли Карагандинской области, как бы ни старались они сделать дороги качественно, добиться стойкого зеркального покрытия асфальта в сегодняшних реалиях невозможно.
В качестве причин на прошедшей пресс-конференции в Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг они назвали: отсутствие качественного битума, системы ливневой канализации, добросовестной конкуренции, продиктованной условиями тендера, а также невозможность выдерживать технологии на 100 процентов и самим обслуживать отремонтированные дороги.
– Поймите, мы заинтересованы в том, чтобы делать дороги хорошо! – эмоционально высказалась директор ТОО “Агродор” Наталья МАЛЬЧУШКИНА. – Мы живем в этом городе и понимаем, что если сегодня отремонтируем дорогу плохо, то завтра нас заставят ее переделывать. Ведь мы несем гарантийные обязательства: при капитальном ремонте – 5 лет, при среднем – 3 года. Мы заинтересованы в том, чтобы работать на качество, и нам обидно, когда в плохом качестве дорог все винят нас!
И у него на это пять причин…
Дорожники признались, что качество асфальтного покрытия не во всем зависит от них.
– Во-первых, нужна система ливневой канализации, – пояснил директор АО “ДорСтройМатериалы” и ТОО “Улар МК” Кайрат ТАШМАГАМБЕТОВ. – Когда идет машина, а из-под колес у нее вылетает вода, это равносильно снаряду. Асфальт просто вымывается. Проектировщики должны разработать систему ливневого водоотведения, чиновники – рассчитать стоимость, а депутаты – выделить на нее деньги. Потому что без ливневок хорошего асфальта в городе не будет никогда.
Второе условие хороших дорог в Караганде, по словам предпринимателей, – это качественный битум.
– В 2011 году моя организация укладывала асфальт по бульвару Мира, и он до сих пор лежит как новый, – заметила Наталья Мальчушкина. – Но там применялся орский битум. Тогда у нас была альтернатива – мы могли закупать этот материал в России, причем выбирать производителя в Орске, Уфе, Ухте, Омске. А сейчас закупка битума вне пределов Казахстана запрещена, и мы привязаны к одному павлодарскому заводу.
Как пояснил президент Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг Ермек АБИЛЬДИН, хотя в Казахстане три нефтеперерабатывающих завода – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, карагандинским предпринимателям доступна лишь продукция последнего.
– Транспортировка битума железной дорогой из Атырау нерентабельна, из Шымкента – невозможна, – перечислил причины глава бизнес-сообщества. – Остается только Павлодарский НПЗ. Он в середине лета начинает не справляться с заказами, на месяц закрывается на ремонт и поднимает цены на свою продукцию. При этом качество выпускаемого в разгар сезона битума резко падает.
– Когда на один завод наваливаются сотни заказов из разных регионов, он начинает захлебываться, – растолковал Кайрат Ташмагамбетов. – Допустим, ему положено выпускать 250 тысяч тонн битума в месяц. Но когда требуют больший объем, ему приходится нарушать технологию. Такой битум по физическим свойствам проходит, а по химическим – нет. И нам приходится тратить большие деньги на покупку присадок, которые улучшают его сцепляемость. Они дорогие – больше миллиона тенге за тонну. Но даже с этими ингредиентами асфальт не выдерживает.
Тендеры преткновения
В числе факторов, способных повлиять на качество карагандинских дорог, представители подрядных организаций назвали их сервисное обслуживание.
– Мы заинтересованы в том, чтобы самим содержать наши дороги, – подчеркнула Наталья Мальчушкина. – Отремонтированную моей фирмой дорогу я бы не чистила железными щетками. Когда есть наледь, асфальт надо посыпать солью или балластом, а потом щетками снять наледь. Но КГП “Благоустройство”, обслуживающее дороги зимой, включает гидравлику и со всей силы скребет асфальт металлическими щетками. Они снимают верхний защитный слой, и начинается шелушение! Какой асфальт может выстоять?
– Кроме того, есть технологии, по которым асфальт после укладки должен пролежать нетронутым не менее суток, – дополнил Кайрат Ташмагамбетов. – А щебеночно-мастичное покрытие – не менее 3 суток. А у нас происходит следующим образом: в 9 вечера мы заканчиваем ремонт, а в 6 утра по свежему асфальту уже едут полные автобусы. Какого качества дорог можно требовать при таких отклонениях от технологий?
Но основным вопросом в деле ремонта автодорог, по словам предпринимателей, в последние годы стал вопрос финансовый.
– Большинство дорожных организаций Караганды, которыми в 2016 году были выполнены работы, не получили деньги и оказались в кризисной ситуации, – констатировал Ермек Абильдин. – И это при том, что средства на ремонт дорог в нашем регионе выделяются в значительно меньших объемах, чем в Астане или Алматы. Долг перед подрядными организациями на сегодняшний день составляет более 1 миллиарда тенге.
Правда, дорожники сообщили, что благодаря Казахстанской ассоциации предпринимателей вопрос этот удалось решить: деньги вот-вот должны поступить на их счета. Однако в этом году ситуация могла повториться на совершенно “законных” основаниях: в новых договорах было указано, что работу подрядчики должны выполнить в 2017 году, а деньги получат лишь в августе 2018-го. После переговоров с акиматом удалось утрясти и этот вопрос.
Условия конкурсов изменят таким образом, чтобы подрядчик мог выполнить работу на определенной улице только на сумму, которая ему выделена на определенный год.
Однако и это не решает всех проблем, связанных с условиями тендеров.
– Критерии, предъявляемые заказчиками, различаются в зависимости от значения дороги, – возмущается Ермек Абильдин. – Дошло до того, что заказчик не требует лицензии на устройство асфальтобетонного покрытия. Во время объезда, проведенного на прошлой неделе по нашей инициативе чиновниками, депутатами и членами общественного совета города, выяснилось, что у представителя ТОО “Армстрой” на руках есть технические паспорта от техники, а сама она, по его словам, находится в другом регионе. Как могут спецоборудование и его документы находиться в разных местах?!
По мнению предпринимателей, для того, чтобы качество ремонтируемых ими ежегодно дорог устраивало горожан, необходимо преодолевать возникшие проблемы сообща с народными избранниками и представителями исполнительной власти. Однако последние, судя по тому, что ни один из приглашенных на мероприятие чиновников на него не явился, не спешат делать шаг навстречу подрядчикам…
КАРАГАНДА