Как в казахский цирк попали лошади - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как в казахский цирк попали лошади

Как в казахский цирк попали лошади

Первые афиши, знаменитый костюм танцовщицы из ансамбля “Гульдер” и многое другое представлено в Музее цирка, что открылся в Алматы. Один из ценных экспонатов – знаменитая кепка в клеточку клоуна Олега Попова.

  • 20 Апреля 2017
  • 2003
Фото - Caravan.kz

Если заглянуть в историю, казахское цирковое искусство развивалось в единстве с особенностями кочевой жизни – конными играми, дрессурой птиц и животных для охоты, единоборством борцов-палуанов, выступлением сал-акынов… Свою историю современный казахский цирк ведет с 24 июля 1970 года – в этот день в Саратовском цирке состоялся показ первой казахской программы “Медео”. В августе труппа выступила в Алма-Ате. После артисты отправились на гастроли по Советскому Союзу. А 10 июня 1972 года в столице КазССР заработал первый стационарный цирк. Всего их в Казахстане сейчас четыре: Алматинский, Столичный, Онтустик, Карагандинский.

– Мы постарались показать нашу историю с 70-го года, – рассказывает искусствовед цирка Наргиз АСАНЖАНОВА. – Представлены костюмы ведущих цирковой программы, реквизит клоуна – счеты, посуда, одежда, обувь, наши награды. Во время церемонии открытия ректор академии искусств им. Жургенова Бибигуль Нусипжанова подарила музею кепку советского клоуна Олега Попова.

– Открытие музея приурочено к столетию основательницы казахского цирка Гульжахан Галиевой, в 1968 году она организовала первую эстрадно-цирковую студию в Алма-Ате, – говорит искусствовед Сауле КАРИБАЕВНА. – При ее участии создан ансамбль “Гульдер”. Эта хрупкая женщина привезла на поезде из Смоленской области 12 лошадей, животные долго выступали в цирке. Музей очень важен для наших ветеранов, ведь цирковым артистом не каждый может стать, это дано свыше.

Визитной карточкой казахского цирка стало представление “Земля чудес”. Одним из авторов сценария был молодой поэт Олжас Сулейменов. Программа состояла из шести новелл, каждая из которых раскрывала смысл традиций казахского народа или была посвящена его достижениям: “Эпос”, “Цветы земли”, “Степь”, “Медео”, “Байконур” и “Караван на привале”. Своего рода симбиоз циркового искусства, поэзии, балета, эстрады. Парни, девушки танцевали восточные танцы. Среди экспонатов мы увидели, например, открытый мужской костюм из прозрачной вуали. А еще желтое платье танцовщиц “Гульдера”, исполнивших танец с домброй, – кадры с выступ­лений ансамбля долгие годы украшали календари, наборы открыток с видами Алма-Аты.

Алматы