О том, что такое семейные расстановки, как посмотреть через их призму на вопрос многоженства и токал рассказал доцент Hellinger Leben Schule Вольфганг Дойсер.
— В семейных расстановках речь идет о том, чтобы все те, кто принадлежит нам, и кому принадлежим мы, чтобы они были здесь, — начинает разговор герр Дойсер. — Именно так начал Берт Хеллингер. Он изучал, кто принадлежит нам, кто относится к семье. И очень важное наблюдение заключается в том, что если кого-то не хватает из числа семьи то, семье становится плохо. Нам хорошо, и мы чувствуем себя хорошо, когда все принадлежащие нам, вместе с нами. Берт говорит, что у нас есть своя собственная душа, но мы являемся частью семейной души. Так начались исследования о том, кто еще принадлежит нам.
— Расскажите, пожалуйста, об этих исследованиях и основных открытиях.
— Семейные расстановки используют резонанс между людьми. Когда мы проводим расстановку, мы можем делать это вдвоем или в группе. В группе, мы работаем с так называемыми заместителями, которых под руководством специалиста расставляют в соответствии с создавшейся ситуацией либо они самостоятельно двигаются в предлагаемом пространстве. В этот момент они связаны с душой семьи — клиентом, то есть с тем, кто хотел бы, чтобы для него провели эту расстановку и видит это со стороны. Это как в старых древних шаманских знаниях: души присутствуют здесь и души умерших тоже. И, образно, мы можем вступать с ними в отношения.
— Я бы хотела конкретизировать метод расстановок и подвести к казахстанским реалиям. В настоящее время появились предпосылки для распространения многоженства, когда есть старшая жена, младшая жена – токал или любовница. С женой мужчина официально зарегистрирован в ЗАГСе, а с младшей брак оформлен в мечети, везде уже есть дети, складывается неприятная ситуация, в которой страдают в основном женщины. Понятно, что когда-то давно исторически сложилось, что казахам можно было иметь до четырех жен, но времена изменились, что Вы думаете по этому поводу?
— Традиция многоженства давала гарантии женщинам. То есть, мужчина брал на себя обязательства обеспечивать всех жен в равной степени и те в свою очередь соглашались с тем, что они не единственные. Во всем мире происходит преобразование в обществе: с одной стороны женщины начинают заботиться о себе сами, а мужчины не могут обеспечивать много женщин. И как результат развитие моногамного брака. Такое развитие можно поприветствовать, потому что создаются равные предпосылки для мужчин и женщин и возникает уважение на одном уровне. Сегодня женщина может не соглашаться с тем, что мужчина идет от одной женщины к другой, и помимо всего прочего, эта ситуация связана еще и с материальной составляющей. Основой семейных расстановок является философская фраза, раз уж Вы упомянули о том, что есть старшая жена и младшая: «бытие определяется временем», я объясню, что это.
Это то, что я рассказывал о своей ситуации. Есть прежние партнеры, и партнеры сейчас — нынешние партнеры, и это неприятная ситуация, когда у мужчины есть жена, и потом он берет себе молодую жену. Одновременно две жены совсем не одновременно, потому что одна жена была здесь прежде, а вторая жена добавилась, она пришла позже, и тогда всё становится серьезным, потому что с младшей женой у него тоже может появиться ребенок. В этот момент фактически у него две семьи, у него есть первая семья и с молодой женой новая семья. Однако такое развитие событий означает, что с этого момента отношения с первой женой, со старшей женой завершены. И мы чувствуем насколько это непросто, мы видим, что сексуальность не является чем-то, что можно проживать просто так без каких-либо последствий. У нас, мужчин, иногда бывает такое представление, но мы должны понимать, что такие действия имеют последствия. Берт Хеллингер говорил на этот счет: «отец – это не то же самое, что мужчина».
В Германии бывает противоположная проблема, когда мужчина зачал ребенка и хочет взять на себя ответственность за него, но жена отказывает ему в этом, говоря о том, что ей достаточно ребенка. И поэтому много немецких мужчин не имеют доступа к собственным детям, так как женщина становится у них на пути. С системной точки зрения, если смотреть назад в прошлое, эта месть женщин мужчинам. Очень часто женщины при этом мстят за своих матерей и бабушек. Было бы абсолютно нормальным, если бы мужчина, зачав ребенка и с его появлением, брал бы на себя ответственность и за ребенка, и за женщину, если мужчина в силе. В этой связи мы переходим к другой теме о том, что многие мужчины не находятся сегодня в силе. Центральную роль в нашей работе играют родители, очень важно прийти к глубоким отношениям с мамой и папой, только тогда мы становимся женщиной или мужчиной. Однако многие мужчины отделены от своих отцов, потому что, может быть, папа не мог или не хотел брать на себя ответственность. Иногда, этому способствовали внешние факторы, например, в войну погибли многие отцы. В Германии, в этом случае, говорят о поколении без отцов – безотцовщине. Когда отца нет рядом, мальчик не приходит к своей силе. И тогда становится необходимыми внутренняя работа, внутреннее движение. Мужчине нужно наверстать отношения с отцом, к счастью это возможно. Мужчина, находящийся в контакте с отцом, может взять на себя ответственность. Он возьмет на себя ответственность за свою семью. Мужчины, которые не смогли отвязаться от матери часто безответственны или менее ответственны, они не готовы к серьезным отношениям и имеют склонность к изменам. Любые отношения в паре — это отказ для обоих, как для мужчины, так и для женщины. Когда мы знакомимся и принимаем решение остаться вместе, то мы, зная, что есть очень много прекрасных людей, принимаем решения в пользу друг друга. Это решение имеет большое значение, из которого возникает доверие, и уверенность: у меня есть жена и я могу положиться на нее, а у женщины есть мужчина, и она может положиться на него. Это решение в пользу ответственности.
Гульбахор ХАСАНОВА специально для Caravan.kz