Как живет бизнес “под крышей“ акимата Алматы - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как живет бизнес “под крышей“ акимата Алматы

Как живет бизнес “под крышей“ акимата Алматы

Жил-был акимат, и было у него 25 тэоошек… С такой “сказочной” фразы хочется начать эту статью. Ведь все, что вы прочтете, будет похоже на волшебство высшего пилотажа.

  • 14 Апреля 2017
  • 16957
Фото - Caravan.kz

Растущие долги, баснословные убытки, персонажи, появляющиеся то в одном образе, то в другом. Но, как говорила моя бабушка: вот и сказочке конец – ТОО, долгие годы, работавшие под крышей акимата, включены в план приватизации. Но прежде чем они отойдут в мир иной – в мир рыночных отношений, давайте вспомним их головокружительные подвиги. И, собственно, для чего они однажды появились.

“Как вообще у акимата могут быть тэоошки?” – сокрушался один мой знакомый. Мы говорим о рыночных отношениях, конкуренции, а у нас под носом работают компании с неким монопольным правом либо сидят вообще на деньгах из бюджета, хотя другие такие же частные компании пытаются сами их зарабатывать?

Сегодня об этой теме заговорили открыто. Был дан конкретный пинок сверху – убрать из госсектора компании, которые выполняют несвойственные функции, выставить на приватизацию и гнать в шею на рынок на общих условиях.

В план приватизации Алматинского акимата вошли 25 объектов, 19 из которых будут переданы в конкурентную среду уже в этом году, 6 – в 2017–2018 гг. Мы решили более подробно рассмотреть кандидатов на вылет. А заодно узнать, с каким "приданым" они уходят? Стоило нам копнуть и…

Про снос, миллионы и убытки

ТОО “Алматыкалажер”, в прошлом известное многим как “Алматыжер”, на торги не выставлено, хотя включено в список приватизации. Это предприятие-посредник между госорганами и собственниками земли при изъятии участков для госнужд, в свое время оно не сходило с газетных страниц. Сегодня ТОО продолжает активную работу, при этом юристы негодуют, зачем вообще акимату нужен этот “кузнец”. Ведь существует управление земельных отношений, РГКП “Центр по недвижимости”…

Чего только не было на веку “Алматыжер” а после и “Алматыкалажер”. Кстати, первое отличается от второго формой собственности. Сначала было ГКП, а потом стало ТОО. Хотя и там, и тут один руководитель – г-н Чайкин.

Возможно, это совпадение, но вывеска у компании сменилась после серии громких скандалов и судебных разбирательств. Деятельностью “Алматыжер” интересовалась и Генеральная прокуратура. Компанию даже обвиняли в гибели двух мужчин, которые покончили жизнь самоубийством после того, как их дома попали в поле ее деятельности. Правда, тогда “Алматыжер” было так возмущено этими обвинениями, что даже планировало подать в суд, защищая свою репутацию.

О финансовых его делах ходили самые разные предположения. И о проценте, который якобы там имеют с каждой сделки, ведь объемы сноса были многомиллиардные. Но в 2009 году, назло всем завистникам, “Алматыжер” вдруг показало убыток в 99 миллионов 387 тысяч тенге. Бедное ГКП было по мановению волшебной палочки, не иначе, превращено в ТОО.

А как обстоят дела сегодня у ТОО “Алматыкалажер”? Выставленное имущество может выдавить слезу даже у скупого. Здание – в аренде, 15 единиц транспорта, компьютеры, хозинвентарь. С этим добром и пойдет ТОО на приватизацию… Есть желающие купить?

Служебные авто для ТОО?

О делах ТОО “Ақпараттық-технологиялық орталық” широкий круг граждан мегаполиса особо не наслышан. Глядя на название, вообще трудно сразу понять, чем конкретно занимается данная компания. Но на сайте "электронного правительства" сказано, что ТОО занято реализацией утвержденного Генерального плана города Алматы. Но, покопавшись по другим сайтам госучреждений, можно найти более любопытную информацию. Так, ревизионная комиссия нашла в 2014 году нарушение действующего законодательства при использовании бюджетных средств и активов государства.

Внешний финансовый контроль показал, что не все ладно с отчислением части чистого дохода, нашел и другие нарушения на сумму 3 031 тысячу тенге. Найден был и сверхлимитный автомобиль, сумма оплаты за который составила около 3 миллионов тенге. А еще и необоснованное расходование денежных средств.

Тэоошке посоветовали привести в соответствие устав, а также возместить в доход местного бюджета денежные средства. А позже вообще дали поручение управлению финансов города Алматы установить лимиты для оптимизации.

Было ли это сделано? Не знаем. Но недавно произошел некий дорожный инцидент, о котором написали наши коллеги из “Тенгриньюс”: “В ТОО “Ақпараттық-технологиялық орталық” акимата Алматы прокомментировали инцидент с автомобилем “дворника” из акимата, который ездил без номеров”.

18 февраля дорожная полиция остановила авто без номеров, сотрудники осмотрели машину и нашли в багажнике номера серии АА.

Водителя отвезли на экспертизу, он представлялся то начальником из акимата, то дворником. В результате оказался водителем ТОО “Ақпараттық-технологиялық орталық”. Из компании его, конечно же, уволили. Но после всей этой истории у читателей возникли вопросы: почему у ТОО служебные авто акимата? И что же это получается, что сотрудники этой компании катаются за счет нас – налогоплательщиков.

В общем автомобильные скандалы – это, похоже, конек этой компании. Кстати, она тоже в списке на приватизацию. Интересно, а служебные и сверхлимитные авто будут в “приданом”?

Транспортная “кормушка”

Идем по списку дальше. Среди тэоошек с участием государства в лице акимата значится “Транспортный холдинг города Алматы”. Долго жители гадали, кому же отдали самый сочный кусочек пирога – рулить общественным транспортом и денежными потоками. Вроде как конторка новая, и название вызывает доверие. Да и за работу взялись с огоньком. Компания громко анонсировала о введении суперсистемы “Онай” и о вложении баснословных денег. Чьих? Загадочного инвестора. Доброго волшебника, отдавшего миллионы на благо алматинцев.

Сначала журналисты не могли допытаться, сколько же процентов получает компания с каждого билетика. Тайну приоткрыли перевозчики, которые были явно недовольны сотрудничеством. Доля ТОО, по их словам, якобы составляла 10 процентов. Однако холдинг вскоре заговорил про огромные операционные убытки.

На самом деле это далеко не первое транспортное ТОО при акимате, которое получает спецзаказы и жирные тендеры, а потом вдруг говорит об убытках. До боли памятна история его предшественника – “Центра Алматыгортранс”, который был создан в 2010 году, опять же, с участием акимата. В свою очередь это ТОО было создано на базе КГП “Пассажирские перевозки”. Преемственность. Акимат Алматы предупредили "желтой карточкой" за "Онай"

В 2009 году я проводила журналистское расследование о том, как многочисленные коммунальные предприятия оказались в долгах как в шелках. Тогда они приносили более 1,5 миллиарда тенге убытков в год, которые ложились тяжелым бременем на бюджет. В результате, чтобы раскидать бардак, было принято решение о переводе этих неэффективных предприятий в разряд тэоошек. К слову, так и появился “Алматыгортранс”, но эффективнее он не стал. Через годик финансовая полиция выявила нарушения.

После “транспортным бизнесменам” пришла гениальная идея пополнить закрома тенгой с помощью обязательной установки GPS-навигаторов на троллейбусы, что вызвало много шуток среди перевозчиков, говорили: они боятся, что трамваи и троллейбусы спрыгнут с путей и разбегутся. Шутки шутками, но на кону стояли миллионы. Была создана супердиспетчерская служба, но автобусы до сих пор ходят не по расписанию. А про эту тэоошку вообще не слышно. Что же с ней случилось?

Ответ на этот вопрос мне найти удалось. И снова “классика жанра”. Многообещающее предприятие вскоре обросло долгами и вернулось в лоно акимата, со всеми “минусами”. По данным ревизионной комиссии в 2012 году: “В ТОО “Центр Алматыгортранс” установлено, что деятельность Товарищества со 100-процентным участием местного исполнительного органа в целом является убыточной. Так, за 2011 год убыток Товарищества составил – 9,8 миллиона тенге… По итогам контроля акимату города Алматы рекомендовано рассмотреть вопрос о делегировании полномочий участника ТОО “Центр Алматыгортранс” управлению пассажирского транспорта Алматы…”.

В общем, похоже, наш создатель “Оная” – не кто иной, как феникс, восставший из того пепла. Коллеги с сайта “Радиоточка”, например, писали о ТОО “Транспортный холдинг г. Алматы” так: “состоящий при акимате города, до 2013 года именуемый ТОО “Центр Алматыгортранс”. Нам бы хотелось поставить вопрос ребром: действительно ли все эти три компании связаны? И как объяснить, что на базе убыточных предприятий появлялись новые, и кто отвечал по их долгам? Где все эти убытки? Кстати, загадочного инвестора тоже пришло время назвать. А то как-то в голове появляются сомнительные ассоциации.

О такой рекламе только шепотом

Как и многие другие тэоошки под крышей акимата, “Алматыжарнама” была раньше КГП – коммунальное государственное предприятие. Сегодня же, если зайти на их сайт, на красной плашке четко прописаны сферы ее деятельности: наружная реклама, полиграфия и даже оформление свадеб и торжеств. Почему же, вы спросите, эта контора в списке предприятий с участием государства? Ведь на сайте мы не нашли ни слова о каких-либо надзорно-контрольных или других функциях.

Немного по-другому презентуют данное ТОО на сайте "электронного правительства". Там сказано, что ТОО “Алматыжарнама” осуществляет мониторинг, сбор, накопление информации об объектах наружной рекламы, предоставление данных в уполномоченный орган для сбора платы в бюджет. Об этих функциях знают не понаслышке все, кто пытался хотя бы вывесить плакатик у себя на заборе. Чего только стоят скандалы со сносом билбордов в Алматы, которые не обошлись без мелькания данного ТОО в контексте. Предприниматели в каких только смертных грехах его не обвиняли. Понятно, ведь обороты рекламы по городу немаленькие, и размещение в “золотых квадратах” мегаполиса стоит недешево.

Между тем компания еще в бытность КГП, в 2009 году, умудрилась показать убытки на 27 миллионов 98 тысяч тенге. Глядя на это “бедственное положение”, было срочно решено “переквалифицировать” предприятие в ТОО. Дать больше финансовой свободы и рыночного энтузиазма.

И каков результат? В 2016 году по итогам аудита, проведенного ревизионной комиссией, были выявлены нарушения на сумму 635 миллионов тенге! Также выявлены нарушения по госзакупкам и налоговому законодательству, неэффективное использование средств. Чем закончилась история, сайты госорганов молчат. Между тем очевидно, что данная компания – первый претендент на вылет из-под крыла акимата в рыночную среду. Что, кстати, и запланировано. Но до сих пор ТОО “Алматыжарнама” не выставлено на торги, что подтверждает сайт минфина.

И другие….

В списке приватизации числятся и другие предприятия “акиматовского разлива”. Например, ТОО “Алматинский региональный центр переподготовки и повышения квалификации государственных служащих”. Это я лично считаю вообще гениальной бизнес-идеей.

Судите сами, в 2016 году только Алматинская область, заключив контракт с данным ТОО, заплатила более 40 миллионов тенге на переподготовку 800 госслужащих! Передадут ли частникам в случае покупки ТОО всю эту клиентскую базу, неизвестно.

Другой лакомый кусок, но с весьма специфической начинкой – ТОО “Специализированный комбинат ритуальных услуг”. Это, можно сказать, главный латифундист нашего времени, ни у кого из ТОО нет столько земель, как у ритуальщиков. Передадут ли эти земли частникам вместе с ТОО? Или вот еще один кандидат на продажу – ТОО “Хозяйственное управление города Алматы”. Оно было создано сразу из нескольких ГКП с хорошей материальной базой.

Перечень его функций просто зашкаливает, тут вам и встреча гостей города, и передача в аренду административных зданий, и весь “муниципальный” автопарк! В общем, зарабатывай – не хочу.

Правда, за годы работы бюджет от этой организации особо не озолотился. По данным отчета о финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год (свежего, к сожалению, в открытом доступе найти не удалось), всего доходы от реализации услуг составили 936 785,0 тысячи тенге, а расходы – 929 971,0 тысячи тенге! Вот такой бизнес. В общем, бюджету перепадало всего около 6–7 миллионов в год при таких многомиллионных оборотах. Что будет после приватизации? И останутся ли дебеты и кредиты тэоошек прежними? Узнаем едва ли – тайна станет коммерческой…

АЛМАТЫ