Уступи поезду! - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+5 °C
Алматы
2024 Год
10 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Уступи поезду!

Уступи поезду!

Почти 30 человек получили травмы под колесами поездов в этом году. В основном – по собственной невнимательности. Железнодорожники принимают меры по профилактике, предупреждению травматизма граждан на их объектах. Но все эти усилия бессмысленны, пока рядовые граждане не поймут простую истину: железная дорога – это зона повышенной опасности.

  • 8 Апреля 2017
  • 995
Фото - Caravan.kz

Эксплуатационная длина путей по территории Казахстана составляет более 15 тысяч километров. И каждый из этих километров – под пристальным вниманием железнодорожников. Причем охранять дорожное полотно приходится не только от стихии и техногенных факторов, но и от хулиганов и беспечных граждан, не заботящихся о собственной безопасности. О том, почему так происходит и каким образом люди сами себя калечат на железной дороге, нам рассказал и. о. вице-президента по технической политике АО “ҚТЖ – Грузовые перевозки” Марат ШАКЕНОВ.

Люди “без тормозов”

– Железная дорога – это большое производство с серьезными рисками. Я бы назвал ее зоной повышенной опасности. Соответственно руководство не меньше, чем другим направлениям деятельности национальной компании, уделяет внимание и вопросам безопасности и охраны труда, – начал свой рассказ Марат Шакенов.

Серьезную тревогу железнодорожников вызывают несчастные случаи, а именно: наезды подвижного состава на людей, в частности на детей.

Чаще всего прямой вины машиниста в трагедии нет. При всем желании он не может остановить мчащийся на полном ходу поезд – законы физики не позволяют: если тормозной путь легкового автомобиля, движущегося со скоростью 60 километров в час – 20 метров, и водитель может, рискуя собой, свернуть в кювет, то с поездом все не так просто. Грузовой состав при скорости всего в 30 километров в час будет после экстренного торможения ехать еще минимум 100 метров. И свернуть с рельсов некуда.

Поэтому в “ҚТЖ – Грузовые перевозки” признают: основная причина печальной статистики – переход населением железнодорожных путей в не-

установленных и запрещенных местах. По-прежнему под колеса вагонов попадают и люди в алкогольном опьянении. За 3 месяца 2017 года на железной дороге произошло 27 несчастных случаев с участием посторонних людей.

– Основная причина – это беспечность людей, которые переходят пути в неположенном месте. Пытаются пролезть под вагонами, перебегают перед близко идущими поездами, находятся в зоне повышенной опасности в нетрезвом состоянии. Машинисты принимают все необходимые меры по предотвращению несчастных случаев, но, даже применяя экстренное торможение, не всегда возможно предотвратить беду, – говорит Марат Шакенов.

Просвещают казахстанцев о правилах поведения на железнодорожных путях работники транспорта совместно с местной полицией.

– На железной дороге с начала нынешнего года проведено более 400 рейдовых проверок совместно с сотрудниками линейных отделов полиции. Выявлено 436 случаев нарушения техники безопасности посторонними лицами, находящимися в зонах повышенной опасности на железной дороге, – отмечает Шакенов.

Предупреждение и наказание

Усилиями железнодорожников невозможно полностью предотвратить случаи травмирования граждан, особенно детей и подростков, которым именно их родители подают плохой пример, переходя железнодорожные пути в неустановленном месте, забираясь на платформу или спрыгивая с нее.

– В нашей компании разработаны мероприятия на 2017 год по предупреждению несчастных случаев на железнодорожной магистрали. В рамках их исполнения на постоянной основе проводится разъяснительная работа с учащимися близлежащих от железной дороги школ и учебных заведений о правилах нахождения на железнодорожных путях. В то же время через СМИ проводится разъяснительная работа с населением по предупреждению несчастных случаев на железнодорожном транспорте и о правилах выпаса скота, – говорит Марат Шакенов.

Во всех эксплуатационных локомотивных и вагонных депо созданы службы безопасности движения. Они призваны осуществлять профилактические мероприятия по обеспечению безопасности на железной дороге.

Наряду с профилактическими беседами с населением и совместными с ЛОП рейдами, проводятся заседания координационного совета с приглашением представителей транспортной прокуратуры и полиции, территориальных органов транспортного контроля МИР РК, средств массовой информации, а также причастных служб в границах отделения дороги. Уже было проведено 21 такое заседание.

Улыбайтесь, вас снимает камера

Но все новые и новые граждане становятся жертвами своей же невнимательности. Впору задуматься не только о наставлениях, но и предусмотреть серьезные наказания для населения за несоблюдение правил безопасности на железной дороге.

В США, например, человек, замеченный на инфраструктуре и не имеющий профессионального отношения к железной дороге, автоматически подвергается огромному штрафу. И это действенный инструмент пресечения любых намерений прогуляться по шпалам.

– Необходимо пересматривать законодательство и наказывать за бездумное, неоправданное нахождение на инфраструктуре. Мы, со своей стороны, пытаемся ограничить доступ к ж.-д. объектам, но ведь тысячи километров сети заборами не закроешь и охрану к ним не приставишь. И даже там, где заграждения установлены, их снимают или ломают. Если люди лезут на крыши электричек, забор их не остановит, – говорит Марат Шакенов.

Эффективным техническим решением может стать оборудование ж.-д. переездов фото- и видеокамерами, откуда информация оперативно поступит на пульт местного органа внутренних дел. В РФ уже частично приступили к такой работе, и ситуация с нарушениями там радикально улучшилась.

– Вышеперечисленные инициативы призваны снизить риск травматизма на объектах ж.-д. транспорта, но главное – это смена менталитета наших граждан в отношении беспечного поведения на железной дороге и собственной безопасности. Это я не устаю повторять, – подчеркнул Марат Шакенов.

Без вины виноватые

Пока же гораздо больше достается машинистам, которые просто физически не могут предотвратить несчастный случай. Ведь каждое ЧП – это целое расследование, которое проводят и органы ДВД, и сотрудники службы безопасности АО “ҚТЖ”. Ситуацию прокручивают снова и снова, пытаясь понять – все ли от них зависящее сделали члены локомотивной бригады для того, чтобы предотвратить трагедию.

– Плюс это психологически тяжело – понимать, что ты стал хоть и косвенным, но виновником несчастного случая. Следует также отметить, что пагубная беспечность граждан опасна для жизни не только самого нарушителя, но и наносит вред здоровью людей, которые становятся невольными свидетелями их беспечности, – отмечает Марат Шакенов.

Помимо травматизма и гибели людей, находящихся на путях, наезды несут угрозу для здоровья пассажиров поездов, безопасности подвижного состава и объектов инфраструктуры, а также неизбежно приводят к сбою графика движения.

Поэтому железнодорожники призывают пассажиров и просто прохожих переходить пути исключительно по специальным мостам и переходам.

Все пешеходные проходы, настилы с обеих сторон ограждены предупреждающими знаками, а в пределах станций имеются средства оповещения о приближении поездов. Служебные проходы и пешеходные переходы имеются также для работников, обеспечивающих работу железной дороги.

АО “НК “Қазақстан темір жолы” напоминает гражданам, что пути являются объектом повышенной опасности, и призывает быть внимательными на объектах железнодорожного транспорта, а также помнить о трагических последствиях безответственного поведения на путях.

Астана