В вольном переводе – “смотри в оба”. Смотреть надо под ноги. Всегда есть шанс что-нибудь найти. Утвержденный запас золота в районе – 4,5 тонны. Перспективный – 15 тонн.
Только счастья это местным не принесло. Даже больше. Из-за него город отдалился от областного центра так, что местные начали шутить: нам в Костанай съездить – как в Париж: и долго, и дорого.
Во время праздника Наурыз пришлось мне поехать в Житикару. На похороны. Поезд прибыл на станцию Тобол. Здесь приключения и начались.
– За пару часов доедем. Из мечети на кладбище люди поедут в 11. Как раз успеем, – заверил меня водитель.
– Доедем не спеша. Что тут ехать-то? 120 километров всего, – не понял я.
– Щас увидишь, – ответили мне. И мы поехали.
Увидели мы это, проехав центр соседнего района – село Денисовка. Это было когда-то дорогой. Теперь стало полосой препятствий в 50 километров. Ровные участки перемежались разбитыми на всем протяжении пути. Какую-то часть мы проезжали быстро, затем резко тормозили, чтобы пролезть через завалы и раковины. Те убегали за горизонт и подло ждали нас за поворотом.
– Ну, как тебе наша военно-полевая дорога? – водитель оборачивается ко мне, не спуская глаз с кусков асфальта.
– Может, тогда рокада?
– Что это?
– Дорога вдоль линии фронта. По ней перебрасывают войска, поэтому ее постоянно враги обстреливают.
– Во! Точно! Рокада! Запомню, – обреченно шутит водитель.
– Что случилось-то? – спрашиваю я. – Она ведь нормальная была.
В ответ услышал историю…
Город Житикара всегда был на особом счету. Кроме элеватора здесь работал карьер по добыче асбеста. В 2001 году начали разрабатывать месторождение Комаровское. Владелец рудника также имеет лицензию на месторождение Элеваторное. Но на его месте пока стоит Житикаринский элеватор. Прямо на главном въезде в город. Сейчас элеватор зерно не принимает, не работает, местные понемногу растаскивают его на лом. В общем, ждут его демонтажа.
Руду поначалу вывозили куда-то за пределы области. Потом привлекли подрядчиков. Они пользуются китайскими 40-тонными самосвалами. Тут-то песня и началась.
На выезде из Денисовки стоит знак – “Нагрузка на ось 8 тонн”. Пользоваться большегрузными машинами на дорогах общего пользования нельзя. Но если нельзя, а очень хочется – то можно. За 2015 год одна только компания “Орион минералс” взяла 360 тысяч тонн руды. Ежедневно проходило более 30 машин.
Когда по трассе начали гонять 40-тонные машины, ее “рубашка” стала крошиться. Сначала “китайцы” накатали колею, появились гребенка, трещины. Зимой температура опускается до минус 30 градусов. Вода в трещинах разрывала асфальт, и весной дорога потекла.
Люди заволновались. Начальники в акимате запретили золотопромышленникам возить руду по общей дороге. Как ни странно, решение нашлось очень быстро – в Житикару идет ветка железной дороги. Она проходит в 10 километрах от месторождения Варваринское, на котором была уже обогатительная фабрика. Оказалось, что возить руду чугункой даже дешевле. А про дорогу добытчики забыли. Месторождения в Житикаре выкупила российская группа “Полиметалл”. И у нее уже нет обязательств перед городом за то, что делали ее предшественники. Приход любой крупной компании в небольшой районный центр – это всегда ожидание, что вот пришли люди, которые не врут и выполнят наконец свои обещания. А главное – жить будем лучше…
Ничего подобного в Житикаре не произошло. Город как был депрессивным, так и остался. Работы для местных жителей нет. Денег нет. Это всегда видно по долгострою, неприглядным фасадам домов, количеству автомобилей и тем же дорогам. В самом городе трудно найти улицу без пары дыр на квартал. И это зимой. Что же будет летом? Денег на ремонт дорог ни в районе, ни в области нет.
– Ну почему сразу все плохие! – вступает в разговор родственник, чиновник средней руки. – В прошлом году они на соцпрограммы дали 3 миллиона тенге. В этом еще обещают.
– Но дороги все равно они разбили. И не делают, – говорит водитель.
– Это точно. В прошлом году я свою служебную так ушатал… Считай, на дороге ее и оставил, – печальное согласие в ответ.
У истории есть продолжение. Даже два. Прошлым летом директор АО “Варваринское” Александр Симон объявил: участок дороги между Житикарой и селом Камысты перекроют. Здесь будет новый карьер. Взамен асфальтированной дороги в 3 километра он пообещал построить 9-километровую объездную с гравийным покрытием.
Имея такой печальный опыт, аким области Архимед Мухамбетов сразу потребовал соблюдения интересов жителей. Два села уже согласились на условия. Третье пока вроде держится.
Теперь все знают компанию “Бузгул Аурум”. Ее облигации купил ЕНПФ, после чего сделкой занялся КНБ. Она тоже владеет двумя участками. И тоже под Житикарой.
Алматы