Как сообщили “КАРАВАНУ” в министерстве по инвестициям и развитию (МИР), “в целях снижения нагрузки на республиканский бюджет на всех реконструированных участках планируется внедрить систему оплаты проезда по ним”.
Точно известно, что в этом году открывать кошелек придется на новых: Астана – Темирау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос. Когда именно начнется этот “праздник”, не сообщили. Похоже, будет череда сюрпризов. Сегодня народ “отчехляется” на единственном пока платном автобане Астана – Щучинск: 1 тенге за километр с легковушки. И 10–25 тенге с грузового капота в зависимости от тоннажа борта. За три года в бюджет страны оттуда накапало более 3 миллиардов тенге. На обновленных магистралях республики МИР планирует применять аналогичный тариф вне зависимости от климата и условий региона. Ну и пополнять бюджет республики ежегодно минимум на 30 миллиардов тенге.
Справка “КАРАВАНА”
Наш тариф ниже, чем в России: там 1 километр “весит” 5 тенге. В Китае в пересчете на тенге – 15 для легковушек и 50 для грузовиков в зависимости от тоннажа. Беларусь, как и Казахстан, транзитное государство. 18 процентов ВВП страны – это плата за проезд по транзитным магистралям.
Общая протяженность трасс 1-й и 2-й категорий в РК, которые и станут платными, составляет почти 7 000 километров. Остальные, 3-й и 4-й – реанимируемые, как бог пошлет из местных бюджетов (а это более 73 тысяч километров), останутся халявными. Пока, видимо.
Как сообщает МИР, цена дорожно-строительных работ “зависит от категории строящихся дорог, вида ремонта, рельефа и наличия искусственных сооружений. Самые дорогие – которые с четырехполосным движением – от 500–600 миллионов тенге (это порядка 1,5–1,8 миллиона долларов за километр). Для 2-й категории (с двухполосным) – от 250–300 миллионов тенге (это 0,7–0,9 миллиона долларов)… В отдельных случаях стоимость работ может быть ниже на 50–70 процентов”. В каких случаях – в министерстве не сообщили. Растаял снег – ушел асфальт
Стоимость дорожно-строительных работ для дорог 1-й категории с четырехполосным движением в России – 2,8 миллиона долларов, в Финляндии – 2,7, в Канаде – 5,5 миллиона долларов за километр. По сравнению с 2014 годом проекты строительства и реконструкции автодорог в РК подорожали примерно на 15–20 процентов. Радует, что доля казахстанского содержания составляет уже 96 процентов.
“Содержание” – это отечественный битум. 100 процентов наш. Все остальное Казахстан импортирует: оборудование, химикаты (добавки) для асфальтобетонной смеси.