Новые обстоятельства
15 марта Карагандинский областной суд рассмотрел ходатайство адвоката Юрия Пака – Сергея КИМА об изменении постановления апелляционной коллегии и направлении дела на дополнительное расследование по вновь открывшимся обстоятельствам.
Напомним, 3 октября 2016 года в суде района Казыбек би Юрий Пак был признан виновным по статье 273 УК РК “Лжетерроризм”. Учителя физики школы № 86 Караганды обвинили в том, что 14 апреля 2015 года он “заминировал” ЦУМ. Четыре из пяти проводившихся фоноскопических экспертиз показали: голос звонившего в службу оперативного реагирования “102” принадлежит Юрию Паку. И хотя последний продолжал отстаивать свою невиновность, а его адвокат предоставлял аргументы в сомнительности результатов экспертиз, 23 ноября 2016 года апелляционная коллегия оставила в силе приговор первой инстанции. “Дело учителя”: за гранью здравого смысла
Однако супруга осужденного учителя и его адвокат не опустили руки. На прошлой неделе на своей странице в соцсети Ольга ПАК опубликовала новость о том, что стороне защиты удалось провести независимую экспертизу в Ростовском центре судебных экспертиз, российские эксперты полностью опровергли заключение фоноскопического исследования, проведенного их казахстанскими коллегами. “Голос и речь на фонограмме № 1, файл, начинающийся со слов “полиция девятнадцать, здравствуйте, алло ….” и заканчивающийся словами “алло”, Паку Юрию Дмитриевичу не принадлежит”, – к такому выводу пришли независимые эксперты.
Все это и послужило основанием для подачи ходатайства в апелляционную коллегию областного суда.
Лед тронулся?
В своем обращении к суду Сергей Ким обратил внимание на то, что ростовские эксперты в своем заключении дали полноценный обоснованный анализ тех моментов, на которые так долго и безуспешно пыталась обратить внимание карагандинской и алматинской экспертизы сторона защиты. А именно: “эмоциональное состояние звонившего в момент записи разговора”, “некоторые физические параметры и заболевания”, “уровень речевой культуры”, “дефекты речевого аппарата”, “наличие в речи криминальной субкультуры” и т. д.
– Экспертиза показала, что звонок производился из разных помещений: первая часть разговора велась в помещении, вторая – на улице, – перечислил “нестыковки” Сергей Ким. – Тогда как, согласно свидетельским показаниям, Юрий Пак во время звонка находился в школе и на улицу не выходил. Кроме этого из заключения следует, что и у злоумышленника, и у моего подзащитного в речи присутствуют дефекты, но они совершенно разные. У злоумышленника – гнусавость, у Юрия Пака – картавость. Это два дефекта речи, которые принципиально отличаются друг от друга, как правая и левая нога.
Помимо этого адвокат подчеркнул, что специалисты Ростовского центра судебных экспертиз, проанализировав содержание разговора “лжетеррориста” с оператором “102”, отметили в своем заключении очень низкий уровень речевой культуры, а также наличие криминальной субкультуры.
Самым же “тяжелым” вопросом заключения ростовской экспертизы Сергей Ким назвал наличие признаков монтажа на аудиозаписи.
– На основании изложенного прошу суд отменить постановление суда от 29 ноября 2016 года в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и направить материалы прокурору для назначения расследования, – озвучил суть ходатайства адвокат.
Сторона обвинения выразила мнение о преждевременности требования отмены приговора, однако согласилась с резонностью просьбы о направлении результатов независимой экспертизы прокурору для вынесения заключения о наличии или отсутствии оснований для возбуждения расследования по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суд полностью поддержал прокурора в этом вопросе.
– Касательно отмены постановления судебной коллегии уголовного суда судебная коллегия считает, что данные требования преждевременные. Судебная коллегия постановила направить материалы ходатайства адвоката Кима прокурору для организации проверки или расследования, – огласил постановление председательствующий судья.
Кишиневская конвенция и ответ “Samsung”
Такой поворот дела вызвал бурю положительных эмоций у присутствующих. Жена Юрия Пака Ольга призналась, что речь прокурора повергла ее в шок.
– Когда я услышала от прокурора, что он согласился вернуть дело на доследование, меня чуть удар не хватил, – сказала она после заседания журналистам. – Если постоянно стучишь в закрытые двери и вдруг слышишь что-то обнадеживающее, это, оказывается, тоже тяжело.
Адвокат Сергей Ким был менее эмоционален и более осторожен в оценках, комментируя происшедшее.
– Суд объективно в правовом поле вынес такое решение, – сказал он. – Решение суда первой инстанции выносилось на основании заключения экспертов, теперь же мы предоставили суду фактические данные, которые на данный момент не являются процессуальными доказательствами по делу, но которые требуют проверки. Поэтому теперь будет проведено полномасштабное расследование. Те доказательства, которые мы получили, будут проведены через процессуальную процедуру.
Как отметил адвокат, для проверки фактических данных возможны два варианта: либо вызовут в суд ростовских экспертов, которые под присягой подтвердят правдивость своих выводов, либо будет назначена повторная экспертиза.
– Государственное предприятие “Российский федеральный центр судебных экспертиз” (Москва) уже подтвердило возможность проведения повторной экспертизы в их учреждении, – сообщил Сергей Ким. – Они имеют необходимые документы и лицензии, их заключения признаются на территории Европы. Формат Кишиневской конвенции по оказанию правовой помощи между странами СНГ предусматривает такую возможность. Эта конвенция ратифицирована нашим государством, так что вопросов тут быть не должно. Единственное, что необходимо, чтобы Генпрокуратура РК согласовала вопрос с Генеральной прокуратурой РФ на определенные согласования, и материалы будут представлены в Москву.
Помимо этого адвокат Юрия Пака заинтриговал журналистов фразой о том, что у стороны защиты имеется ответ корпорации “SAMSUNG” на запрос относительно технических параметров телефона “Samsung 4S-mini” (модель, которой пользовался Юрий Пак), но озвучить содержание документа он сможет только в Верховном суде при подаче кассационной жалобы.
– Мы надеемся, что при проведении дополнительного расследования экспертизы будут назначены не на территории РК, – резюмировал Сергей Ким. – Но не оттого, что мы не уважаем наши экспертные учреждения. Просто имеются определенные опасения, что ими будут даны определенные необъективные заключения. Не хочу называть фамилий, но точка зрения министерства юстиции и департамента, который надзирает за деятельностью экспертных учреждений, уже озвучена. Поймите, мы не хотим “крови”, для нас самое главное, чтобы невиновный человек не сидел за решеткой. Пора поставить точку в этом деле.
КАРАГАНДА