Опрос совместно провели портал iDrive.kz и Институт Сервис Менеджмента.
Начнем с ключевых показателей. Самой популярной сетью АЗС оказалась «Газпром нефть — Казахстан». Второе место уверенно держит сеть «Sinoil», а третьей по популярности стала компания «Helios».
Главным для наших автолюбителей показателем хорошей заправки является качества топлива. Именно по этому критерию сделало свой выбор большинство респондентов (48%). На втором месте оказалось удобное расположение. 15% автомобилистов заезжают на ту или иную заправку именно потому, что она оказывается по пути.
Рейтинг видов топлива казался очевидным, однако отрыв лидера оказался выше ожиданий. Самым популярным стал бензин АИ-92, который выбрали 64% опрошенных автолюбителей. На втором месте закрепилось топливо АИ-95. Дизель же смог обойти бензин АИ-98 и занять третье место. Меньше всего оказалось любителей автогаза и бензина АИ-80, на долю каждого вида пришлось менее 1% голосов.
Что же касается возраста автомобилей на дорогах РК, то здесь статистика не радует. Большинство наших соотечественников продолжает ездить на старых машинах, выпущенных до 1997 года. Как бы радостно не выглядели пресс-релизы о крупнейших продажах новых авто отечественной сборки, а в корне ситуация изменится еще не скоро.
Статистика объемов двигателей достаточно ожидаема. Половина опрошенных автолюбителей обладает машинами с объемом от 2 до 3 литров. На втором месте малолитражки (от 1 до 2 тысяч «кубиков»). Обладателей крупных двигателей от 3001 до 4000 куб. см. оказалось 8%, а с объемом более 4000 — 4%.
Перейдем к более интригующим цифрам. По вопросу «на какой АЗС вы бы стали заправляться только в крайнем случае?» казахстанцы оказались дружны и солидарны. 30% автовладельцев меньше всего доверяют заправкам сети Helios. На втором месте национальная нефтяная компания «КазМунайГаз». И замыкает тройку «лидеров» «Royal Petrol».
Примечательно, что "Гелиос" находится в лидерах как в "белом", так и в "черном" листе Казахстанских автолюбителей. А КазМунайГаз, как отметил представитель Института Сервис Менеджмента Артык Кузьмин, казалось бы, должен иметь самые выгодные условия для приобретения сырья, и, соответственно, не иметь поводов разбавлять бензин в погоне за прибылью. Но, тем не менее, национальная компания не смогла убедить клиентов в качестве продукции.
Почему же мы нелюбим заправляться на тех или иных АЗС? Каждый опрошенный автолюбитель мог привести три причины своей нелюбви к поставщику топлива. 23% всех жалоб были на качество топлива. Две следующие по популярности причины также являлись последствиями первой — снижения тяги двигателя и высокий расход. Примерно поровну распределились голоса по другим причинам: детонация двигателя, плохой сервис, недолив топлива, дурные отзывы друзей и т. д. Ответ «другое» также выбрали целых 30% респондентов.
Надо сказать, что жалобы имеют под собой основу. Почти 50% автомобилистов за последнее время сталкивались с различными проблемами, вызванными плохим топливом. Самым распространенным затруднением стало снижение мощности двигателя (37% голосов), но нашлись и целых 3% автовладельцев, которые после заправки плохим бензином получали куда более серьезные проблемы, чем просто стук в двигателе или потеря тяги.
Причем тройка «проблемных» АЗС выглядит следующим образом:
— Helios (25%);
— Royal Petrol (16%);
— КазМунайГаз (14%).
Еще 18% «пострадавших» не смогли точно вспомнить заправку, после посещения которой у них выявились проблемы.
Не смотря на неутихающие споры по поводу роста цен на бензин, Казахстанцы предпочитают качественное топливо дешевому. 50% людей готовы переплачивать, лишь бы заправить своего железного коня хорошим «кормом». И лишь 13% водителей ответили, что откажутся от своей любимой сети АЗС, если цены на ней станут выше, чем везде.
Причем в вопросах качества наши соотечественники привыкли доверять экспертному мнению. В случае, если их излюбленную сеть АЗС специалисты улучат в недобросовестной работе, около половины казахстанцев готовы либо совсем отказаться от услуг данной компании, либо заезжать на её станции только в крайнем случае. При этом, однако, целых 29% автомобилистов заявило, что не откажутся от своего выбора, так как либо не верят мнению экспертов, либо считают, что топливо на разных заправках не особенно отличается.
И, наконец, давайте посмотрим, какие именно жалобы и в адрес каких заправок сыпятся от казахстанских автолюбителей. В таблице ниже указаны 10 самых распространенных причин недовольств различными АЗС. В каждой категории отмечены тройки «лидеров» — чем интенсивней красный цвет, тем больший процент жалоб по данной проблеме приходится на данную сеть АЗС.
Нельзя не отметить, что приведенную таблицу нужно рассматривать в совокупности с другими показателями. Ведь автолюбители делились опытом именно о тех заправках, на которых они хоть раз заправлялись. Скажем, если водитель ни разу не пользовался услугами АЗС «Castrol», то он не сможет рассказать об имеющихся проблемах с сервисом. При этом вовсе не следует, что таких проблем нет вовсе.
Краткие выводы
Казахстанские водители, в большинстве своем, отдают предпочтение качеству топлива. На втором месте удобство расположения заправок, а сервис — лишь на третьем. Клиенты заправок «Газ пром -Казахстан» и «Sinoil» сделали свой выбор потому, что считают это топливо хорошим. А клиенты «Helios» и «Royal Petrol» чаще заезжают на данные заправки потому, что они удобно расположены.
Будем надеяться, что люди, имеющие отношение к сетям АЗС, сделают правильные выводы о том, что клиента привлекает качество. И не станут думать о повышении цен на бензин, только из-за того, что это не отпугивает большинство покупателей.
На последок немного инфографики от Института Сервис Менеджмента