Что общего у морга и хлебопеков - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что общего у морга и хлебопеков

Что общего у морга и хлебопеков

Так что общего у морга и хлебопеков?

  • 10 Марта 2017
  • 7548
Фото - Caravan.kz

Заявление сенатора Ляззата КИИНОВА о том, что хлебопеки применяют дрожжи, в состав которых входит опасный яд формалин, вызвало шок у казахстанцев. Ведь это означает одно: геноцид 17,5 миллиона людей. Бездрожжевой хлеб стал нарасхват. Жаждущие провести анализ любимой буханки, домашние кондитеры оборвали все телефоны лабораторий НИИ, СЭС, предприятий по выпуску дрожжей.

“КАРАВАН” провел собственное расследование – что мы едим на завтрак, обед, ужин? Действительно ли препарат, используемый для консервации тканей трупов (бр-р, даже страшно это представить), каким-то образом попадает в хлеб? Или слухи вокруг ситуации выросли словно на дрожжах?

По статистике, казахстанец съедает в год примерно 80 килограммов хлеба. Но есть и любители, чей показатель 100 и более кг. Практически весь хлеб у нас свой. И заявление сенатора, кстати, горного инженера и доктора технических наук, мягко говоря, поставило под удар всю отрасль – о чем заявили ее отдельные представители. Ведь что такое формалин? Это яд, который свертывает белки и предотвращает их разложение. Поэтому применяется для дубления желатина при производстве кинофотопленки, сохранения анатомических и зоологических препаратов, используется при бальзамировании трупов, как фиксатор в микроскопии, а также в качестве антисептика. В Интернете много статей об отравлении формалином. Указано, что смертельная до­за для человека при приеме внутрь составляет 60–90 мл.

В малых дозах это “бомба замедленного действия”, которая ставит под удар почки, печень, сердце, нервную систему.

Применяется ли яд на производстве?

Каким образом формалин может оказаться в дрожжах? Использование формалина в качестве дезинфектанта оборудования с дальнейшей мойкой после его обработки разрешает ГОСТ

171-81. Документ действует на территории стран СНГ. Если точнее, обработка производится парами формалина в закрытых емкостях, трубопроводах, и на весь производственный цех может уйти всего литр ядовитого вещества.

На наш официальный запрос специалисты АО “Алматинский дрожжевой завод” (у производителя покупают дрожжи как крупные казахстанские хлебозаводы, так и более мелкие предприятия) ответили, что формалин в качестве дезинфектанта уже более 10 лет (!) не используется на этом заводе. С развитием промышленности моющих и дезинфицирующих средств необходимость дезинфекции формалином отпала. “Формалин ни в коем случае не добавляется в дрожжи, это для них такой же яд, как для человека”, – говорится в ответе. Не попадает он и в готовый продукт. Потому говорить о предельно допустимых нормах потребления для человека формалина даже нет смысла.

Мы поинтересовались: кто и как часто проверяет качество продукции завода? На это производители дрожжей сообщили: “Сертификаты соответствия от 11 июля 2016 года, подтверждающие, что системы менеджмента безопасности и качества пищевых продуктов применительно к разработке, производству, реализации прессованных и сушеных дрожжей соответствуют требованиям СТ РК ИСО 22000-2006 и СТ РК ИСО 9001-2009. Также качество и безопасность дрожжевой продукции проверяют Центр испытания качества продукции и Алматинский филиал АО “Национальный центр экспертизы и сертификации” с периодичностью раз в год. Подтверждение того, что дрожжи не содержат патогенных микроорганизмов и токсичных элементов – Декларация о соответствии Таможенного союза с протоколами испытаний физико-химических, микробиологических параметров, а также об отсутствии токсичных элементов.

Что показала проверка дрожжей

Но ведь отечественные хлебопеки используют дрожжи не только Алматинского завода! На рынке есть продукция китайских, российских, турецких, а также европейских производителей. Кто даст гарантию, что китайцы по старинке не используют формалин для дезинфекции своих производств? Ведь многое из того, что завозится к нам из Поднебесной, способно отравить жизнь казахстанцам. Например, детские игрушки с превышением в несколько десятков раз солей тяжелых металлов и формальдегида, ядовитые одежда, стройматериалы. Несколько лет назад при проведении анализа китайских дрожжей в лаборатории Алматинского дрожжевого завода в некоторых было превышение тяжелых металлов

В комитет по защите прав потребителей министерства национальной экономики РК мы отправили вопросы, известно ли его специалистам, дрожжи каких производителей используют крупные и мелкие производители страны, лаборатории каких органов и как часто проверяют качество ввозимых в Казахстан дрожжей, продукцию местных производителей. В ответе говорится, что на внутреннем рынке страны ежемесячным мониторингом охвачены отечественные, импортные производители обращаемой продукции. По его результатам отечественные, импортные дрожжи не соответствовали только по маркировке. Ни хлеба, ни дрожжей, содержащих формалин, не выявлено.

В департаменте по защите прав потребителей Алматы нам предоставили более детальную информацию. Оказывается, сразу после появления на лентах информагентств сообщения о ядовитых дрожжах департамент провел экспертизу дрожжей трех производителей: “Наас” производства ООО “ПЕЦ-ХААS”, Россия, “Pakmaya” производства Турции, “Yuva” производства ООО “Воронежские дрожжи”, Россия.

По результатам экспертизы органолептические, микробиологические показатели исследованных проб соответствуют нормативам, токсичные элементы не обнаружены.

Подъемная сила спасла ленинградцев

Можем предположить, что причиной заявления депутата стали программы на российских телеканалах, в которых дрожжи, как и другие продукты, разложили по полочкам, и вывод после просмотра напрашивался один – это убийцы человека. Не будем комментировать работу коллег. Лишь заметим, что после выхода отдельных программ информацию опровергали специалисты НИИ, врачи, технологи.

Вот и по поводу вреда и пользы дрожжей начальник производственной лаборатории Алматинского дрожжевого завода Ольга ЖУНТОВА подробно рассказала, какие дрожжи используются в производстве хлеба. По ее словам, термофильных дрожжей, выдерживающих температуру в 500 градусов, о которых столько шумят, не существует ни в природе, ни в лабораториях химиков. Есть термофильные бактерии, которые к дрожжам-грибам отношения не имеют. Но и они безопасны.

Хлебопекарные дрожжи – биомасса живых дрожжевых клеток, содержащих биологически активные вещества, обладающие ферментативной активностью. Их выращивают на сырье, богатом углеводами: свекловичной патоке с добавлением фосфора, азота (основные элементы для развития новых клеток). Дрожжи содержат 24 аминокислоты, витамины группы В, РР, фосфор, калий, магний, кремний. В процессе выпечки хлеба, как только температура в печи поднимается выше 50 градусов, хлебопекарные дрожжи погибают.

Не многие знают, что с 1942 года дрожжевые фабрики и хлебозаводы отправляли дрожжи в госпитали, использовали для добавочного питания рабочих и бойцов. В блокадном Ленинграде сухие дрожжи использовали для лечения дистрофии. В бывшем Союзе дрожжевые коктейли давали даже в детских садах.

Существует мнение, что хлеб на хмельной закваске полезнее из-за того, что якобы не содержит дрожжей. Но это тоже заблуждение, уверяет эксперт.

Какой хлеб мы едим?

На всякий случай мы решили самостоятельно проверить дрожжи с рынка, а также купленные на загородной трассе лепешки. Тем более кто выпекает лепешки, продавец так и не смог объяснить. Но не тут-то было! Оказалось, в лабораториях, где мы ранее делали экспертизу разных продуктов (Институт защиты и карантина растений, республиканская СЭС), попросту нет аккредитованных тестов на определение формалина в хлебе и дрожжах.

В свою очередь Алматинский департамент защиты прав потребителей провел в этом году контрольный закуп всего трех буханок хлеба. Не соответствующих проб не установлено. На контроле департамента состоят три хлебозавода и 38 мини-пекарен. Подобные объекты подлежат проверке по особому порядку один раз в год. За весь 2016 год по Алматы проверены 25 предприятий по выпуску хлеба. Все пробы соответствовали нормам. Производители допускали нарушение требований санитарных правил. А сами хлебопеки несвоевременно проходили медосмотр. В двух пекарнях, видимо, было все так плохо, что их работу приостановили, а материалы передали в суд.

В целом по республике картина следующая. За прошлый год обследовано 949 пекарен, из-за нарушений вынесено 654 предписания. Процент забраковки хлеба и хлебобулочных изделий довольно низкий: по микробиологическим показателям – 2,4 процента, санитарно-химическим – 1,9 процента.

Заглянула я и на сайт Роспотребнадзора. Здесь тоже о формалине ни слова. Основные причины забраковки хлеба и хлебобулочных изделий – не­удовлетворительные результаты органолептических и микробиологических исследований, в том числе наличие “картофельной болезни” хлеба, повышенная влажность, непропеченный мякиш и прочее.

“Такие заявления – удар по имиджу страны”

Кстати, вопрос вкуса хлеба депутат Ляззат Киинов тоже затронул в своем выступлении. И почему-то он восхищался качеством французского хлеба.

Так чем же наш родной так не угодил депутату, спросили мы мнение президента ОЮЛ “Союз зернопереработчиков Казахстана” Евгения ГАНА.

– Думаю, что логичным продолжением такого заявления было бы обращение хлебопекарных предприятий в судебные инстанции, чтобы в судебном порядке снять обвинения в их адрес, – считает Евгений Альбертович. – Я бы попросил сделать депутатский запрос – в каких пробах, в каком регионе, кто проводил исследования. В конце 2015 года киргизские мукомолы, чтобы защитить свой рынок, бросили информацию в местные СМИ, что казахстанская мука заражена и вредна. Я попросил официальных разъяснений, их не дали, но все разговоры резко закончились! Формалин никогда не присутствовал в качестве компонента ни в одном из видов дрожжей. И такие заявления не только наносят урон имиджу предприятий, они порочат всю пищевую промышленность Казахстана и страну в целом.

– В качестве примера депутат привел французский хлеб. Дескать, то ли дело его качество! Я была в Париже и не скажу, что в восторге от багетов и булок. Мне наш хлеб нравится гораздо больше. Чем французский мог так зацепить депутата?

– Я думал, у нас это идолопоклонничество перед Западом давно кончилось. Оказывается, нет. Обидно, что такие заявления (делаются) на уровне депутата, не соблюдается честь страны. Но если так нравится французский хлеб, давайте тогда поговорим о его цене. Почему бы логично не говорить, что он в пять раз дороже и технологии уже не те… У нас тоже можно купить хлеб не рядового качества, ассортимент вырос.

Вся хлебопекарная отрасль находится в жестких тисках ценового регулирования. Хлеб – социальный продукт. Сделать на этом фоне хлеб очень качественным практически невозможно. Но элитные сорта есть во многих городах, они ничуть не хуже и более натуральные, о чем депутат не говорит.

– Вы, когда посещали разные страны, сравнивали хлеб?

– Всегда это делаю, и предпочтения в адрес нашего хлеба. Но у меня к нему тоже много претензий. Я не в диком восторге.

Узнать, что побудило сенатора так высказаться о казахстанском хлебе, мы не смогли. Как сообщил его помощник, Ляззат Киинов находится в зарубежной командировке.

Интересно, не во Франции?