Отдельные СМИ пропагандируют мракобесие - эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отдельные СМИ пропагандируют мракобесие - эксперт

Отдельные СМИ пропагандируют мракобесие - эксперт

Как оградить детей от влияния представителей различных сект, рассказывает доктор философских наук, профессор, религиовед Мадина УСЕНОВА.

  • 14 Марта 2017
  • 1597
Фото - Caravan.kz

Ударим по рогатым духам цензурой!

– Мадина Магазовна, в последнее время, судя по официальной информации спецслужб, в республике было задержано и обезврежено немало членов экстремистских сект. Откуда они вообще взялись?

– Социальное явление такого масштаба, как религиозный экстремизм, не возникает просто так, из ничего. Его истоки кроются в тех условиях, в которых живут люди. Безработица, рост преступности, падение нравов, вызванные мировым кризисом, конечно, не обошли стороной нашу страну. Что, в свою очередь, вызвало всплеск религиозности в обществе.

Рост проистекает сегодня и из тех семей, где один из родителей или оба, а также бабушки и дедушки – не просто верующие, а фанатично верующие. Такие семьи всегда были в центре внимания религиозных организаций. С той только разницей, что в советский период они находились под пристальным надзором партийных организаций, школьных и вузовских педагогов, женсоветов и других органов. После развала СССР наступило время абсолютной свободы от всего. От ответственности, от долга, в том числе перед страной и обществом.

– Вы считаете, что идеологическая работа с населением проводится у нас в недостаточной степени?

– Ее практически нет, а отдельные СМИ и вовсе пропагандируют откровенное невежество, мракобесие, рекламируют магов, ведьм и каких-то безграмотных целителей. По многим телеканалам идут передачи, участники которых утверждают, будто медицина беспомощна. И поэтому призывают обращаться к целителям.

На одном из сайтов гостья передачи, представленная телеведущей как маг, ясновидящая и медиум, оказывается, не только излечивает безнадежно больных людей, но и изгоняет злых духов. И умеет общаться с мертвыми. По ее словам, дух мертвого человека якобы может вселиться во взрослого или в ребенка. Тогда они заболевают и становятся агрессивными.

На вопрос ведущей, как выглядят духи, экстрасенс ответила, что они страшные, с хвостами и рогами. Но она загоняет их в стеклянную банку, закрывает крышкой, а ночью идет на кладбище и выпускает рогатых из банки. Тогда духи, поняв, что теперь они мертвые, предстают перед Всевышним!

Челюсть отпадает не только от этой ахинеи, но и от косноязычия таких вот знаменитых экстрасенсов.

Я рассказала об этой передаче не для того, чтобы вас развеселить. А чтобы обратить внимание общественности, властей на недопустимость подобной бесконтрольности в деятельности СМИ.

– Значит, вы за цензуру?

– Глубоко убеждена в ее необходимости, ибо работа СМИ напрямую связана с безопасностью страны. А борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом не может быть успешной без идеологического обеспечения и активного участия СМИ.

Миссионеры заманивали студентов подарками

– Вам приходилось общаться с миссионерами, завлекающими людей в свои секты?

– Да. В самые первые, самые трудные годы независимости в нашу республику они хлынули целыми толпами. Они бесцеремонно хватали за руки прохожих на улице, звонили по телефону и стучали в двери, не раз появлялись и у нас в КазНУ, предлагали дружбу, сотрудничество, заваливали нас религиозной литературой и подарками.

– Что дарили?

– За разрешение один раз пообщаться со студентами на кафедре научного атеизма КазНУ имени Аль-Фараби, которой я тогда руководила, нам подарили дорогущий ксерокс, радиотелефон, компьютер, а каждому студенту, пришедшему на встречу с миссионером, подарили ручные часы, махровые полотенца. Мы тогда очень радовались и не сразу поняли, зачем они это делают…

– Куда еще вербовали студентов?

– Не менее активно добивались встреч со студентами и верующие сообщества кришнаитов. Их гуру, приехав в Алматы в качестве туриста, как мы выяснили позже, купил два огромных дома, которые потом превратил в молельные. Вроде клубов по интересам. Там жили обращенные. Парни и девушки разных национальностей. В их числе было много казахов. Жили там ребята полностью за счет гуру. Всех девушек и женщин одели в сари, мужчины также получили одеяния желтого цвета.

Вскоре на окраине Алматы кришнаиты открыли вегетарианские столовые, всех пришедших кормили бесплатно. Во время трапезы гости слушали религиозные проповеди, музыку, пели, танцевали. А потом все шли в клуб, где с ними гуру вели дружеские беседы.

За полгода численность кришнаитов с нескольких десятков выросла до тысячи и более человек. В кришнаиты подались семеро наших студентов, в числе которых оказался даже сын одного профессора. Юноша ушел из семьи и стал жить в ашраме, бросил учебу, целыми днями твердил мантры.

– На кого вербовщики обращают особое внимание?

– Главная их цель – те семьи, где недавно произошло какое-то горе. Смерть, развод или другие невзгоды. И сектанты тут как тут. Обогреют, обласкают, накормят, денег на карманные расходы дадут и становятся для ребенка и его родителей близкими людьми. Разве человек, который помог, обласкал твоего ребенка, не станет твоим другом?

Так люди незаметно для самих себя превращаются в послушные орудия умелых вербовщиков.

Дышите глубже и несите нам ваши денежки!

– Какие методы используют вербовщики?

– В первую очередь обрывают все прежние связи человека с внешним миром, под запретом – телевизор, чтение газет и общение с друзьями. Вместо этого – лекции, проповеди, молитвы, длительные беседы с руководителем секты и танцы. Кроме того, новообращенных обучают специальным дыхательным упражнениям, которые обедняют или, наоборот, перенасыщают организм кислородом. Долгие медитации приводят человека в стрессовое состояние, у него снижается способность критически оценивать свое психическое состояние. Так повышается внушаемость и подавляется воля.

В этом состоянии новый член секты выполнит все требования руководства. Отдаст все свои сбережения, ценности и нередко остается без крыши над головой. Эта методика самая распространенная, так сказать, классический вариант, ею пользуются вербовщики практически всех религиозных направлений.

– В советское время подобное было?

– Нет, и к тому же миссионерская деятельность была характерна лишь для протестантизма и католицизма. Среди православных и мусульман ее вообще не было.

Более 80 процентов верующих мусульман тогда составляли люди пенсионного возраста, причем в сельской местности. В городах эта цифра была еще меньше. Например, в Алма-Ате верующих в возрасте от 20 лет и старше было менее 1 процента. Об этом можно было судить по составу тех, кто приходил в мечеть на пятничный намаз и на праздничные богослужения во время айтов. Подростков молящихся не было ни одного. Утверждаю авторитетно. Сама наблюдала.

– Насколько сейчас все изменилось?

– Кардинально. На пятничном намазе в мечетях можно увидеть детей и подростков, которые пришли туда со своими отцами. Ибо сейчас верующая семья – как мини-мечеть. Родители боятся выпускать детей на улицу, мало ли с кем подружится подросток? А веря в Бога, ребенок избежит многих бед. Так думают родители.

– Зачем вербовщикам дети?

– В возрасте 11–16 лет в организме ребенка происходят глубокие анатомо-физиологические процессы, которые оказывают огромное влияние на его нервную систему, мышление, характер. Именно в это время у него начинают складываться определенные взгляды на мир и свое место в нем. Он начинает критически переоценивать свое отношение ко многим вещам, которые раньше воспринимал как должное, в том числе свое отношение к религии.

Подростковый возраст педагоги называют трудным возрастом. Для него характерны непримиримость к несправедливости, лжи, увлечение каким-то идеалом, часто неосуществимым, и готовность на любые жертвы ради него. Верующие подростки часто малообщительны и одиноки среди сверстников. С ними мало кто дружит, над ними подшучивают, считая их странными, чудаками, слабаками. И ребенок еще больше уходит в себя, становится угрюмым, злобным, конфликтным. Такому подростку уже требуется помощь психолога. И беда, если рядом окажется вербовщик. Он преподнесет ему искаженную картину мира.

Так что родители должны очень внимательно следить за своими детьми и при первых же признаках чужого влияния бить тревогу.

Особенно внимательным следует быть руководству исправительных учреждений, чтобы не допускать и пресекать все попытки вербовки в различные запрещенные религиозные секты.

Алматы