В рамках госпрограммы “Доступное жилье”, но в элитном комплексе. А еще помогла купить квартиры сестре и мужу – по той же схеме.
У ЖССБ правила простые: любой гражданин может открыть депозит, копить на нем деньги минимум три года, а потом (если суммы хватает) купить квартиру или дом. Или (если не хватает) взять в Жилстрое кредит под низкий процент – и все равно купить. Фишка в том, под какой процент дают такой кредит. “Вилка” – 4–6,5 процента.
Чтобы кредит был по минимуму, простому смертному нужно заслужить этот бонус выполнением целого набора жестких требований ЖССБ в порядке живой очереди. Айжан Туракбаевне, ее сестре и мужу это как-то удалось. Не в коммерческом же банке ипотеку брать под грабительские 18–20 процентов?
Сначала крышу над головой обрела сестра г-жи Медеуовой – Акжаркын. По кредиту под 4 процента годовых и ежемесячный взнос в 23 тысячи тенге. Случилось это в 2010 году. Потом сама банкирша, которая тогда командовала астанинским филиалом Жилстройсбербанка, – под 5,5 процента. С ежемесячным взносом в 77 тысяч. Это уже в 2013-м. И тут грянул гром.
Перед законом все равны
Тем летом депутат мажилиса Нурлан ЖАЗЫЛБЕКОВ потребовал разобраться с руководством ЖССБ, которое по льготным кредитам начало скупать квартиры в элитных комплексах – для себя и родственников. Конечно, по кредитам, полученным под супернизкие проценты. Речь же шла только о топ-менеджменте в Алматы. Поэтому г-жу Медеуову это никак не затронуло – она же командовала в то время астанинским филиалом. Тогда вмешался Президент страны. Нурсултан НАЗАРБАЕВ потребовал вернуть недвижимость государству. А виновных уволить. Что и было сделано. Хотя начальство Жилстроя демонстрировало в те дни журналистам различные документы, из которых следовало, что все эти сделки были совершены в рамках правового поля. Ну да: закон – это одно. А мораль и совесть – совсем другое.
История в тему
В 2006 году скандал в “Казахтелекоме” взорвал гражданам мозги: по итогам 2005 года президент АО Хайрат КАРИБЖАНОВ получил премию весом в 1,7 миллиона долларов. При ежемесячной зарплате 140 тысяч. Не тенге. “Зеленых”! И тоже в рамках действующего законодательства. Тогда глава государства тоже вмешался. И Хайрат Салимович вернул этот сумасшедший бонус в кассу. Но история же имеет привычку повторяться!
Осенью 2013-го, когда руководство ЖССБ уже покинуло насиженные места и вернуло квартиры, Айжан Медеуова развелась с мужем. И он, как не аффилированный с руководителем филиала банка и совершенно свободный человек, обрел законное право на покупку жилья по госпрограмме. По кредиту под 5,5 процента годовых с ежемесячной выплатой 112 тысяч тенге. Опять все законно!..
На хорошие грабли дважды наступают
В среду на пленарном заседании мажилиса депутат фракции “Ак жол” Ерлан БАРЛЫБАЕВ в своем запросе к премьер-министру Бакытжану САГИНТАЕВУ предложил ему разобраться с Жилстроем:
– Многие рядовые казахстанцы разрываются на двух-трех работах, отказывают себе и детям в самом необходимом, чтобы не лишиться единственного жилья. Они оплачивают ежемесячные платежи в сотни тысяч, и им еще отказывают в рефинансировании по старому курсу тенге. А родственники руководителя госжилищного банка за шикарные квартиры в центре столицы платят – вы не поверите! – всего 20 тысяч тенге в месяц. Покажите, где и когда такие шикарные условия предоставлялись рядовому казахстанцу?.. Если даже такое положение, как уверяют в самом банке, законно, то оно, как минимум, некорректно и даже аморально!..
Лес рубят – щепки летят
В этой ситуации удивляют две вещи. Первая: почему эта старая история всплыла только сейчас? Вторая: почему парламент принимает законы, которые не учитывают так называемый “конфликт интересов”, когда чиновники могут воспользоваться лазейками, а потом депутаты начинают этим возмущаться?
Вот осенью 2013-го новое руководство ЖССБ запретило менеджерам банка и членам их семей принимать участие в госпрограмме “Доступное жилье-2020”. По начальникам вопросов нет. Но почему родне запретили? Дети-братья-сестры-тети-дяди – они-то в чем виноваты, если пойдут вполне законным путем?
Программы Жилстройсбербанка, по словам депутата Барлыбаева, “создавались Президентом для поддержки простых людей. А бюрократические ухищрения в нормативных документах, позволяющие манипулировать ими, можно и должно пресекать”. Ну и кто мешает законодателям в этом благородном деле?..
23 января 2017 года председателем правления Жилстройсбербанка стала Ляззат ИБРАГИМОВА, которой сегодня приходится отвечать за действия своих предшественников. И, возможно, принимать кадровые решения. Если опять потребуется вмешательство Президента. Или премьер-министра. Хотя законы в случае с Айжан Медеуовой – что тут поделать? – не нарушены.
Тимур МАМАШАЕВ, Алматы