26 февраля 2017 года в Лос-Анджелесе состоялась 89-я церемония вручения самой престижной кинопремии «Оскар». В этом году от Казахстана в одной из номинаций выдвигалась лента режиссера, драматурга и писателя Сатыбалды Нарымбетова «Аманат».
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к г-ну Нарымбетову с просьбой прокомментировать итоги «Оскара-2017».
— Я и Андрей Кончаловский со своим последним фильмом «Рай» в пролете, — говорит Сатыбалды Жалелович. — А все почему? Потому что американскую киноакадемию не интересует хорошее кино. Премия «Оскар» — предсказуемое событие в мире кинематографа. В прошлом году афроамериканские деятели киноиндустрии оскорбились тому факту, что ни одного представителя этой расы не было ни в комиссии, ни в жюри, что ни один фильм «про черных» не попал в список номинантов. И в этом году «Оскар» за лучшую картину достается фильму про темнокожего гомосексуалиста, «Лунный свет», только потому, что они скорей всего хотели избежать скандала.
Это разве правильно? Где в этом фильме намек на искусство? Правильно ли то, что «Оскар» стал политическим. Туда попадают фильмы только с актуальными темами для политики США: «голубые», негры и любой международный скандал.
Если казахстанское кино будут отправлять на дальнейшее рассмотрение, то только ради спортивного интереса. А пока «Оскар» потерял свою былую значимость. Из года в год все меньше интереса и ажиотажа к этому событию.
— Какой из казахстанских фильмов за всю историю кинематографа Независимого Казахстана был, на ваш взгляд, наиболее близок к получению «Оскара»?
— Фильм «Монгол» Сергея Бодрова-старшего в 2007 году попал в 10-ку фильмов-участников в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Затем «турсуновская» «Келин» получила много положительных откликов. Вообще, надо признать, что Ермек Турсунов рекордсмен в погоне за «Оскарами» среди всех остальных казахстанских режиссеров. Его известные фильмы «Шал» и «Жат» попадали в списки претендентов. Надо признать, все международные кинофестивали испортились, в том плане, что поменялся подход к выбору картины. Все они стали на сторону политического содержания. А политика и искусство — вещи несовместимые.
Вот, например, многих, и меня в том числе, удивил тот факт, почему фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» не взял награду в прошлом году? Хорошая во всех смыслах картина! Но, видимо, не для жюри «Оскара».
— Есть ли у казахстанского кино хотя бы маленький шанс получить «Оскара»?
-Конечно, не стоит сбрасывать со счетов наш отечественный кинематограф. У нас есть талантливые режиссеры, актеры и достойные фильмы. Кстати, о нашем кино за границей неплохо отзываются. Надо признать, что наши ребята уже догоняют мировой кинематограф. Понятное дело, что мы пока выпускаем пять, ну может восемь картин в год. Остается открытым вопрос госфинансирования и проката. А то американские фильмы у нас крутят в кинотеатрах постоянно, а для нашего кино оставляют ранее утро или поздний вечер.
НАША СПРАВКА
Какие фильмы выдвигались на «Оскар» за время Независимости Казахстана:
1991 год. Фильм «Гибель Отрара», режиссер Ардак Амиркулов.
2006 год. Фильм «Кочевник», режиссеры Иван Пассера, Сергея Бодров.
2007 год. Фильм «Монгол», режиссер Сергей Бодров.
2008 год. Фильм «Тюльпан», режиссер Сергей Дворцевой.
2009 год. Фильм «Келин», режиссер Ермек Турсунов.
2010 год. «Заблудившийся», режиссер Акан Сатаев.
2011 год. Фильм «Возвращение в „А“», режиссер Егор Михалков-Кончаловский.
2012 год. Фильм «Жаужурек Мын бала», режиссер Акан Сатаев.
2013 год. Фильм «Шал», режиссер Ермек Турсунов.
2015 год. Фильм «Жат», режиссер Ермек Турсунов.
2016 год. Фильм «Аманат», режиссер Сатыбалды Нарымбетов.