С 23 февраля картина одновременно стартует в прокате 23 стран, что тоже является своего рода рекордом. Фильм Сарика Андреасяна, наверняка, войдет в новейшую историю российского кино, как пример безупречной работы продюсера и маркетологов. Однако все это можно смело отбросить, ведь в конце концов в кинотеатр зрители придут посмотреть вполне конкретное кинематографическое произведение, а не финансовый отчет.
Действие картины разворачивается в недалеком будущем. На одной из российских военных баз срываются испытания новейшего вида оружия. В самый ответственный момент вся техника выходит из строя и уничтожает группу военных, проводивших испытание.
Буквально тут же выясняется, что виновником инцидента является опальный ученый Август Куратов, который около сорока лет назад работал над засекреченными военными экспериментами Советского Союза. Куратов был обвинен в предательстве, но в момент задержания он заминировал дверь в одной из лабораторий и после взрыва не только не погиб, но и обрел сверхспособности, которые позволяют ему управлять всей техникой, находящейся в необозначенном создателями фильма радиусе.
Для поимки Куратова собирается отряд суперсолдат под кодовым названием «Защитники», которые сорок лет никого не интересовали. И пока Куратов создает апокалипсис в российской столице, Арсус (идеальное имя для русского супергероя), Ксения (не менее подходящее имя для героини из Прибалтики), Хан (довольно распространенное, по мнению сценариста, имя в Казахстане) и Лер (единственный герой, чье прозвище получает хоть какое-то объяснение) демонстрируют физическую и интеллектуальную немощь советских (или, если быть точнее, постсоветских) супергероев.
Едва ли для кого-то станет открытием тот факт, что основой успеха любого комикса является продуманная мифология. Например, кристально понятно, что инициирующим событием в жизни Питера Паркера/Человека-паука стал вовсе не укус радиоактивного членистоногого, а гибель дяди Бена, которую он мог предотвратить, если бы не проявил малодушие. А противоречивость злодея Магнето из «Людей икс» во многом обусловлена событиями, которые тот пережил в детстве, будучи узником концлагеря.
Так вот, в картине «Защитники» мифология не то чтобы не продумана, а практически полностью отсутствует. Бэкграунд четырех протагонистов обозначен пунктирной линией, которую сценарист Андрей Гаврилов рисовал не заточенным карандашом в темноте на поверхности воды. Героев собирают вместе под предлогом мести Августу Куратову, но при этом никто не потрудился объяснить, за что им, собственно, ему мстить. Ведь, судя по всему, все четверо героев осознанно шли на эксперименты, сделавшими из них нестареющих супергероев.
Вообще с первой секунды фильма создатели «Защитников» оставляют за собой гигантский шлейф из вопросов, на которых нет ответа. Например, почему организация «Патриот», да и вообще все военные структуры на протяжении сорока лет не пытались выяснить, куда подевались участники секретного эксперимента? Почему Арсус с легкостью нашел Ксению, которая, во-первых, страдает от амнезии, во-вторых, он кочует из страны в страну каждые полгода, но не мог найти ученого, который, судя по всему, жил под одним и тем же именем в одном и том же месте? Что за отряд якудза оказался посреди высохшего Аральского моря и для чего с ними сражался Хан? Почему человек-медведь Арсус живет в избе и куда девались Настенька, старичок-боровичок и Морозко? Почему в одной сцене Ксения говорит, что помимо всего прочего, она способна управлять температурой своего тела, а уже в следующей сцене замерзает под воздействием жидкого азота? Наконец, насколько немощными являются защитники, если их на первом же задании с легкостью взяли в плен, из которого их за полминуты вытащили женщина со стильной прической (кадровый офицер) и пять мужиков с пистолетами?
Но, пожалуй, главный вопрос, который вызывают «Защитники», так это зачем братья Андреасян вновь пригласили сценариста Андрея Гаврилова, успешно запоровшего своей криворукостью проекты «Мафия» и «Голоса большой страны» (весьма интересных по концепции, но абсолютно провальных в своем воплощении)? Дело в том, что со сценарием, который написал Гаврилов, мог бы справиться любой троечник из ВГИКа в перерыве между студенческими пьянками.
Судя по всему, Гаврилов и такие понятия, как «внятная мотивация персонажей», «четкая сюжетная структура», «арка героя», «построение взаимоотношений между персонажами», «чувство юмора», «хоть какое-то подобие внятных диалогов», обитают в разных вселенных.
Ведь проект «Защитники» на стадии задумки был интересен: команда супергероев, собранная из осколков некогда великой империи. Но кроме того, что герои отличаются внешне, нет больше ничего, чтобы как-то указывало на ту самую дружбу народов. Во-первых, потому что, как таковой дружбы в кадре не показано, а во-вторых, в характерах героев не обозначено никаких черт, которые бы указывали на их этническое происхождение, ни тебе загадочной русской души, ни кавказской удали и темперамента, ни азиатской хитрости, ни прибалтийского… чего-нибудь.
Понятно, что от супергеройского кино бессмысленно ждать какой-либо глубины, но логика же хоть какая-то должна быть. Но в «Защитниках» она отсутствует напрочь. Так, например, в кульминационной сцене главные герои должны отключить ядерный реактор, находящийся внутри Останкинской башни (кстати, полфильма зрителю будут показывать, как башню перетаскивали с законного места в комплекс «Москва-сити»), которая находится под силовым полем. И вот защитники и оперативная группа организации «Патриот» придумывают кучу гаджетов, хитроумный план, который позволит героям добраться до реактора. И вы никогда не догадаетесь, что происходит в момент, когда они до него доберутся. Внимание, спойлер! Они не будут знать, как этот самый реактор отключить!
Актерскую игру в «Защитниках» оценить довольно сложно. То есть потенциал Антона Пампушного, Себастьяна Сисака и Санжара Мади в кадре вроде как чувствуется и кажется, что актеры в целом могли бы создать интересный образ, но сценарий Андрея Гаврилова не дает им ни единого шанса это сделать.
Спецэффекты. Они есть. Их много. Периодически смотрится довольно неплохо, но кого сегодня можно удивить компьютерной графикой? Нет, ну серьезно? Зачем опять эти игры в переголливудить Голливуд?
Ну и наконец образы главных героев. Так вот такого «Комик-Кона» давно не знали здешние места. Тут вам и злодей в костюме Бэйна и со сверхспособностями Магнето, и русский Халк, и Хан, в котором четко угадываются черты Зимнего солдата, и Сью Шторм из «Фантастической четверки».
Судя по всему, Сарик Андреасян уже вовсю готовится к расширению Вселенной «Защитников» и многочисленным сиквелом. Избежать их, видимо, не удастся. Поэтому к нему есть только одна просьба: навсегда удалить номер Андрея Гаврилова из записной книжки, расфрендить во всех социальных сетях и нанять уже человека, который сможет создать внятных персонажей, а не супергероев из пыли, ветра и отходов человеческой жизнедеятельности.
P.S. Главная загадка «Защитников»: почему женщина со стильной прической не умеет разговаривать с людьми и одновременно смотреть им в лицо? Зачем она все время смотрит в противоположную сторону? Это ее суперспособность?
Автор Карим Кадырбаев