А заодно посоветовал правительству не помогать финансовым институтам, вливая в них деньги
пенсионного фонда.
По оценке МВФ, рост ВВП Казахстана в 2017 году составит около 2,5 процента.
– В среднесрочной перспективе темпы экономического роста будут и в дальнейшем увеличиваться. Например, темпы роста в ненефтяном секторе могут повыситься до 4 процентов в 2020–2021 годах. Казахстан смог справиться с вызовами по стабилизации экономики. Сейчас началось восстановление после тех экономических шоков, которые наступили в 2014 году, – сказал Хортон.
Ранее МВФ прогнозировал рост экономики республики в 2017 году на уровне 0,6 процента. Власти страны также пересмотрели свои прогнозы: если в конце 2016 года этот прогноз составлял 1,9 процента, то теперь, как заявил на днях министр нацэкономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ, он должен составить не менее 2 процентов.
Стоимость нефти, по оценке МВФ, составит порядка 55–60 долларов за баррель, что на 20–25 долларов выше стоимости, заложенной в бюджет Казахстана на 2017 год. Однако этот факт не окажет значительного влияния на ситуацию.
– Мы полагаем, что сейчас бюджет проходит через уточнения, в марте текущего года (он будет уточнен. – Прим. авт.), как это обычно происходит в Казахстане в рамках бюджетного цикла. Здесь мы можем ожидать дополнительных социальных расходов, мы можем увидеть также определенные мероприятия и финансирование для поддержки финансового сектора. Но мы не полагаем, что более высокие цены на нефть будут оказывать значительный эффект на бюджет, наоборот, мы полагаем, что это приведет к экономии определенных средств по сравнению с тем, что ожидалось, когда бюджет сверстывался в ноябре, – детализировал прогноз Марк Хортон.
Глава миссии МВФ также дал свою оценку процессу слияния крупных банков.
– Проблемы могут быть более сложными с Казкоммерцбанком (Qazkom), потому что это один из крупных банков. Как вы знаете, несколько лет назад он приобрел БТА Банк. У последнего самого был сложный портфель необслуживаемых кредитов – как в Казахстане, так и за рубежом. Казкоммерцбанк не имел достаточного успеха по разрешению проблем с портфелем БТА. Да и портфель у самого Казкоммерцбанка состоит из недвижимости, в основном вокруг Алматы, который не является достаточно платежеспособным, – подчеркнул Хортон. – Теперь же переговоры о потенциальной сделке идут уже между АО “Народный банк Казахстана” и АО “Казкоммерцбанк”. Но Народный банк не хотел бы брать на себя бремя БТА Банка, где имеется крупный необслуживаемый кредитный портфель.
Поэтому, по мнению спикера, нужна “какая-то серьезная финансовая поддержка” для исправления ситуации с балансом Казкоммерцбанка.
– Эти средства, как мы надеемся, будут выделены Фондом проблемных кредитов на цели ликвидации. Нам кажется, ликвидация должна быть проведена очень быстро. Должны быть новые инвесторы, которые могут взять на себя недвижимость и активы. Мы обсуждали с Нацбанком некоторые возможные пути такой операции. Есть интересы сторон – Казкоммерцбанка, Народного банка и государства. Планы сейчас находятся в разработке, стороны проводят финансово-юридический аудит активов портфеля Казкоммерцбанка. Мы пока не слышали окончательной, структурированной информации о сделке, – сообщил Хортон. – При этом акционеры банков должны быть в первую очередь привлечены для того, чтобы выделить финансовые ресурсы. Если акционеры не могут выделить финансовые средства, необходимо прибегать к государственным, которые, как нам кажется, должны выделяться из государственного бюджета, а не из Нацбанка или из Единого накопительного пенсионного фонда.
При этом проблема ухудшения ситуации с замедлением темпов экономического роста и девальвацией тенге требует безотлагательного решения, уверены в МВФ. Но масштабного банковского кризиса в Казахстане в фонде не прогнозируют. Оценил Марк Хортон и работу главного банкира страны.
– Мы информированы о том, что господин Акишев находится под определенным давлением, и, может быть, это отражает и тот успех, которого он смог добиться. Он выполняет сложную работу. Это сложные мероприятия по стабилизации экономики в рамках кризиса, чтобы удерживать процентную ставку на достаточно высоком уровне и сдерживать инфляционные ожидания. Это создает определенное напряжение в экономике. Я понимаю, что определенным кругам хотелось бы, чтобы процентная ставка была более низкой, для того чтобы ликвидность предоставлялась банками, – высказался представитель МВФ и напомнил о невозвратных кредитах БТА и банковского сектора.
По мнению спикера, глава Нацбанка пытается разрешить эту ситуацию.
– Вы знаете, что у банков второго уровня очень сильные акционеры, туда входят серьезные лица. Поэтому решение проблем сектора будет вызывать реакцию со стороны акционеров БВУ (банки второго уровня). Это естественный процесс. В любых странах центробанки работают по двум направлениям: с одной стороны, снижение инфляционного давления, с другой стороны, разрешают долгосрочные вопросы банковского сектора. А мы полагаем, что господин Акишев свою работу проводит достаточно хорошо, – резюмировал Хортон.
Астана