Что делают спорт и физические нагрузки с ребенком - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что делают спорт и физические нагрузки с ребенком

Что делают спорт и физические нагрузки с ребенком

Насколько важны занятия физической культурой для здоровья ребенка, рассказывает главный внештатный педиатр МЗСР РК, руководитель управления организационно-методической работы и медицинской статистики Научного центра педиатрии и детской хирургии, доктор медицинских наук Гульнара ТАШЕНОВА.

  • 6 Февраля 2017
  • 3575
Фото - Caravan.kz

– В плане внедрения массового спорта среди детей нам надо очень серьезно поработать, – говорит Гульнара Ташенова. – Я помню свое детство. У нас в школе были сдвоенные уроки физкультуры, часто соревнования. Дома мы играли во дворе в какие-то массовые игры. А сейчас?! Где вы увидите ребенка, который прыгает через скакалку или играет с мячом во дворе? Все сидят в смартфонах!..

Душные классы и вредные привычки

– В рамках нашей стратегии развития школьной медицины по программе “Денсаулык” мы предлагаем такую политику для нашего образования, которая способствует укреплению здоровья школьников, организации массовых спортивных кружков, – рассказывает главный внештатный педиатр. – Вот в Англии, например, 90 процентов школьников обязательно посещают какие-то спортивные секции. У нас же, как в 90-е годы пошло все на спад, так пока еще и не восстановилось. Редко кто из родителей может себе позволить сейчас возить детей и платить за занятия в специализированных спортивных школах минимум по 15–17 тысяч тенге в месяц. А если детей двое-трое, то получается 30–60 тысяч. И это не говоря уже о посещении двух и более кружков. Многим такое не по карману.

А ведь в школе в душных помещениях дети проводят по 4–5 часов. Потом идут домой и снова садятся за компьютеры или смартфоны! О каком здоровье и закалке может идти речь? В лучшем случае весной-осенью немножко в футбол поиграют на маленькой асфальтированной площадке на школьном дворе и все. А как таковые занятия на свежем воздухе не проводятся. И все меньше пространства остается детям для занятий спортом – то тут, то там землю у школьных спортплощадок отрезают под строительство всяких зданий и бизнес-центров!

– Мне кажется, лучше бы бизнес повернулся лицом к детям. Все равно же эти частные кружки существуют, и есть конкуренция среди них. И нам нужно, чтобы каждый ребенок занимался спортом, нужен массовый спорт. Во-первых, это укреп­ляет здоровье, во-вторых, помогает бороться с нервными перегрузками в школе. Ну и на уроках физкультуры дети отвлекаются, расслабляются, выпускают на волю свою энергию, развивают коммуникативные навыки и дух коллективизма. В общем, масса положительного. Что немаловажно, спорт оберегает подрастающее поколение от вредных дворовых привычек – собираться компанией и курить, употреблять алкоголь или что-то еще. В спорте дети тоже создают команды, только уже со здоровыми интересами. А еще в период полового созревания спорт отвлекает подростков от раннего и, как говорят врачи, не нужного им в это время рискованного секса.

Бизнес и спорт

– И хорошо бы возродить нам сейчас эти массовые спортивные организации, – предлагает Гульнара Талиповна. – Да и министерство образования все равно выделяет на это деньги. Часть из них можно было бы направить на развитие спортивных кружков для общеобразовательных школ. И если бы за их посещение за каждого ребенка 50 на 50 совместно платили и родители, и государство, к примеру, по 15 тысяч тенге в месяц (а у нас в стране из 5 миллионов детей – 2 700 000 школьников), то оборот от такого государственно-частного партнерства получился бы около 40 миллиардов тенге в месяц! Это значит, таким мог бы быть доход бизнеса по организации спортивных залов для школьников. Это и государству большая выгода в виде улучшения здоровья его подрастающих граждан.

К сожалению, пока вместо этого мы получаем массу хронических заболеваний наших школьников, таких как болезни глаз, близорукость, сколиозы (искривление позвоночника), нарушения осанки, опорно-двигательного аппарата. А это в свою очередь сказывается на работе всех остальных органов и репродуктивном здоровье подрастающего поколения. В результате мы получаем избыточный вес, ожирение, заболевания пищеварительного тракта, гормональные изменения, импотенцию. То есть процент здоровых детей в наших школах сильно снижается.

Группы здоровья или болезней

– Вообще по уровню здоровья детей разделяют на группы. Первая-вторая группы – это относительно здоровые дети, третья – дети с отклонениями в здоровье, четвертая-пятая группы – имеющие хронические заболевания, в стадии компенсации и декомпенсации. И в этом плане, – считает главный педиатр страны, – не должны отстраняться и педагоги. Это должна быть межведомственная работа. Они думают, что преподают, а воспитанием и здоровьем должны заниматься другие. Но они тоже должны быть заинтересованными. В таких школах, где думают о физическом развитии детей, например в Европе, и успеваемость выше, и уровень образования автоматически повышается.

Другая сторона учебных программ то, что они у нас в какой-то мере перегружены. Например, в Европе для обязательного усвоения предписано шесть предметов, в России – девять, а у нас – 18. У наших детей в первом классе шесть уроков, а еще трехъязычие. Но физиологически доказано, что чем больше нагружаешь ребенка, тем меньше способен работать его мозг. А следом возникает и отвращение к учебе.

Лучший опыт в образовательной сфере сложился в Финляндии. Там в начальных классах дети занимаются всего 2–3 часа. И в основном это игры на свежем воздухе. Финны убеждены, что познавать мир ребенок должен в игре с помощью тактильных (осязательных, возникающих от прикосновения кожи к предметам) ощущений, а также всеми органами чувств, носом, глазами, ушами. У нас же методика пока основана на авторитарном стиле преподавания. Я – учитель, я всегда прав. Ты ученик – и не возражай. В Украине, к примеру, вообще отменили красную пасту для учителей. Посчитали ее методом психологического давления на ученика. А в младших классах там дети пишут только карандашом. Чтобы в любой момент можно было стереть и исправить.

– Как педиатр, на сколько процентов вы можете оценить влияние физкультуры и спорта на здоровье и физическое развитие ребенка?

– Процентов на 70 от того, что способствует здоровью.

– Это для здорового ребенка, а для больного?

– Больного ребенка тоже ни в коем случае нельзя изолировать от физических занятий. Часто родители стараются организовать им освобождение от физкультуры. Это неправильно. Чтобы нездорового ребенка перевести, к примеру, из пятой группы в четвертую, а потом и в третью, и во вторую, тоже нужны спортивные комплексы, только индивидуальные, со своим регламентом и продолжительностью лечебных физических нагрузок.

– Почему же и врачи, и мамы стараются оформить им освобождение от физкультуры?

– После болезни, конечно, нужно время, чтобы ребенок восстановился. И все же и таких детей нельзя изолировать от лечебных физических нагрузок, тогда они быстрее восстанавливаются. Да и не так уж перегружаются дети сейчас на физкультуре в школе.

Мечты и реалии

– Итак, чего мы должны добиться в результате реализации вашей стратегии школьной медицины?

– Мы должны увеличить число детей в первой и второй группах здоровья, чтобы их у нас было хотя бы 95 процентов. Пока считается, что у нас в общеобразовательных школах где-то 80 процентов относительно здоровых детей, которые раз или два раза в год могут перенести какое-то респираторное заболевание. И около 20 процентов – это хроники, к которым нужен особый подход.

– А не кажется ли вам, что процент относительно здоровых завышен?

– Это данные по результатам проф­осмотров. Там якобы до 90 процентов относительно здоровых школьников и около 10 процентов детей с хроническими заболеваниями.

Но я тоже сомневаюсь в этом, потому что в последние годы профилактические осмотры проводят довольно формально. В таких бригадах должны участвовать и стоматологи, и ортопеды, и урологи, и гинекологи, и прочие специалисты, а их число в нашей педиатрии с каждым годом сокращается. В последние годы в некоторых областях узких специалистов, участвовавших в профосмотрах, осталось вообще около 2 процентов. В результате на профосмотры зачастую выходил один только педиатр. Вот и получается, что эта статистика была выполнена довольно формально, и на самом деле своих точных данных у нас нет. А если изучать статистику соседей – России, Беларуси, то они дают 30–35 процентов детей с хроническими заболеваниями и всего 65–70 процентов здоровых детей в школах. Я думаю, наша статистика примерно такая же.

Но после внедрения новой системы, если наши дети будут заниматься спортом и в школах им будут прививать навыки здорового образа жизни, отвлекать от девиантного поведения, следить за рациональным питанием и санитарно-гигиеническими условиями, наши дети и наш народ станут значительно здоровее.