На моей памяти наше местное зло использовала этот приемчик против въедливых владельцев раз пять. Самый успешный в финансовом отношении для нее – сбор денег на ремонт кровли. Она заявила собственникам, что включать отдельную графу в квитанцию стоит больших денег, поэтому исключительно из лучших побуждений, хлопоча о наших благах, предлагает скинуться наличными.
Сейчас не стану отвечать на вопрос тех читателей, что усомнились в здравомыслии моих соседей, обращу ваше внимание на другие аспекты. Как вы думаете, сколько из собранных двух миллионов тенге ушло на ремонт крыши, а сколько в карман ушлой красавицы? Правильно – точно неизвестно. Только недавно нашелся свидетель передачи 1 миллиона 100 тысяч за ремонт строителям, а вот где остальные… Тема вредоносности для собственников сбора наличных ждет своего часа, и в ближайшем будущем мы обязательно посвятим ей отдельный материал, а сегодня поговорим о том самом неизвестном звере, чьи услуги якобы так дорого стоят и кем принято пугать народ.
Что почем
Прежде нужно объяснить, что это за биллинговые компании, как их принято называть на Западе. Каждый поставщик, будь то энергетики, или газовщики, или тот же КСК, по идее должен был каждый месяц выставлять нам отдельный счет на оплату своих услуг. Для чего им пришлось бы содержать огромный штат бухгалтеров, иметь огромные офисные помещения и нести все накладные расходы, включая бумагу, свет, доставку и так далее. Вот для того, чтобы не тратить на это колоссальные деньги, компании передали функцию выставления своих счетов потребителям специальным фирмам. В нашем историческом случае система была порождена еще при советской власти, но всех устраивала, а потому действует до сих пор. Хотя в каждом городе имеются свои биллинговые компании, в основе их деятельности лежит одна и та же система, поэтому рассказывать о том, кто, что и как считает на самом деле, будем по тем данным, которые предоставило нам АО “АЛСЕКО”.
Прежде всего, подобные компании не имеют права самостоятельно включать в квитанцию какие-либо платежи и устанавливать их размер. Все это делают исключительно сами поставщики и КСК. Для кооперативов собственников определен специальный порядок, по которому перед заключением договора либо при смене власти в КСК те обязаны предоставить следующий пакет документов: протокол общего собрания собственников квартир об избрании председателем данного гражданина, информацию о номерах домов (квартир) жильцов, количестве строк (услуг), которые необходимо напечатать в квитанции, свидетельство о регистрации (перерегистрации) КСК, устав КСК, протокол общего собрания об установлении размера тарифа на расходы по содержанию общего имущества, накопления на капитальный ремонт, письмо с указанием тарифов КСК, подписанное председателем и скрепленное печатью. Ответственность за подлинность предоставленных документов, подписей и размер тарифа по закону несет председатель КСК. Если было принято решение об увеличении / уменьшении тарифов, то руководство кооператива обязано предоставить об этом письмо за своей подписью и печатью. Как видим, никакой самодеятельности в разделе КСК биллинговая компания допустить не может.
200 тенге против воровства
Теперь о цене за удовольствие. Грубо говоря, каждая графа обходится КСК в 0,5 процента от суммы произведенной оплаты. Чтобы понять, много это или мало, вернемся к истории с ремонтом кровли. Если бы собственники не поверили на слово ушлой старушке, то они заплатили бы АЛСЕКО всего 10 тысяч тенге с 2 миллионов или 208 тенге 33 тиына с квартиры (2 000 000 х 0,5% = 10 000 (тенге). 10 000 : 48 = 208,33 (тенге). 200 тенге против 2 миллионов – ответ насчет дороговизны очевиден. И никаких тебе махинаций с твоими деньгами.
Перейдем к еще одной любименькой спекуляции недобросовестных председателей – начисление пени. Первое и самое важное, что нужно запомнить, только общее собрание собственников квартир имеет право принять решение о взимании пени с неплательщиков, и только по статье “Расходы на содержание общего имущества”, пеня за долги по “Накоплениям на капитальный ремонт” взиматься не может (статьи 31 и 50 Закона РК “О жилищных отношениях”). Причем размер пени не может быть выше, чем это установлено законодательством, и зависит он от ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РК, а не от “хотелок” управдома. Например, Национальный банк сказал, что ставка составляет 9 процентов годовых. Значит, процент за день просрочки составит 1/300 от 9, то есть 0,03 процента. Показатель 1/300 является неизменным и также установлен Нацбанком, но на бессрочный период (там считают, что в году 300 дней).
По процентам за день просрочки и должен вестись расчет пени, здесь нас ждет очередной подводный камень. Потому приведу полную цитату из ответа АО “АЛСЕКО”: “Начисление пени по услуге “Расходы на содержание общего имущества” производится только при наличии письма от КСК с указанием алгоритма расчета пени. При получении письма от КСК помимо алгоритма расчета пени КСК указывает, с какого числа месяца (N) начислять пеню и в каком размере (Р %). Расчет пени производится автоматически в программном комплексе АО “АЛСЕКО” по следующей схеме.
За неоплаченное начисление пеня начисляется с числа N месяца, следующего за расчетным месяцем: пеня = сумма начисления х Р % х количество просроченных дней;
За неоплаченный долг прошлых периодов, по состоянию на конец отчетного месяца, начисление пени производится с 1-го числа месяца, следующего за отчетным:
пеня по долгу прошлых периодов = сумма долга х Р % х количество просроченных дней.
При начислении пени учитываются все платежи и корректировки, прошедшие в расчетном месяце”.
Формулы, как и сам ответ, приведены мною не случайно, именно так вы сможете проконтролировать начисления в ваших квитанциях. Собака зарыта, как заметил внимательный читатель, в показателе Р %, который и подает председатель письмом. С него и нужно будет требовать предоставить вам эти данные. Правильность подсчета и законность, как мы видим, биллинговая компания не проверяет: что дали – так и посчитали. Автоматика, к слову, тоже ошибается, поэтому рекомендую вам все начисления перепроверять, и независимо от того, пеня это или нет. Наша умелица, например, умудрилась удвоить сумму долга по накоплениям на капитальный ремонт некоторым собственникам, просто подав соответствующее письмо (называется корректировка сумм) в биллинговую компанию, кто не заметил – заплатил лишних тысяч пятнадцать. Когда же дело подошло к финалу ее криминальной деятельности в нашем КСК, выяснилось, что она самолично устанавливала: кому и сколько платить по статье “Расходы на содержание общего имущества”. Как это могло пройти, если в биллинговой компании установлен вышеназванный порядок, не знаю, но следить за цифрами в квитанции нам, собственникам, нужно в оба. Как монополисты выплачивают кредиты за счет потребителей коммунальных услуг
И нам тоже платят
К слову, вопрос включения в счет-квитанцию новых услуг и их размера остается болезненным и законодательно пока никак не решен. Юридической проверки предоставленные документы, протоколы, подписи собственников в биллинговых компаниях не проходят, а потому известны случаи, когда в квитанциях появлялись “левые” платежи. Наши постоянные читатели помнят историю с включением графы “Прочистка вентиляционных шахт”. Так что, пока законодательство на этот счет молчит, не спешите оплачивать неведомые вам доселе услуги.
Но биллинговые компании платят и нам: за доставку квитанций и рекламные листовки. АО “АЛСЕКО” дало такие цифры: “За доставку счетов-квитанций – 4 тенге за каждый счет-квитанцию; за доставку каждого информационного листа (при наличии таковых), прикрепленного к счету-квитанции, – 1 тенге 70 тиыннов за лист”. Деньги перечисляются на счет кооператива, и их выплата не связана с оплатой услуг биллинговой компании. Сами тарифы и условия оказания услуг, как сказано в ответе на наш запрос, едины для всех КСК, и предоставление каких-либо льгот и скидок не предусмотрено.