Малая родина навсегда - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Малая родина навсегда

Малая родина навсегда

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Александр Пушкин

  • 5 Февраля 2017
  • 1911
Фото - Caravan.kz

Больше всего я люблю родной поселок зимой, когда по ночам светло, как будто северное сияние, которое в Карагандинской области мало кто видел, переместилось к нам. Белый снег скрипит под ногами, воздух чист, несмотря на печное отопление в домах. И мороз здесь переносится легче, чем в Алматы.

…25 лет государственного суверенитета мы праздновали 16 декабря ушедшего года. Казалось бы, что за эти годы страна должна расцветать. Но, увы. Многое стало хуже, чем прежде. Могу это пояснить на примере малой родины. В год, когда я уезжала учиться, у нас работали 4 завода, имелись своя автобаза и автобусный парк плюс районное объединение “Казсельхозтехника”, не считая кучи разных других учреждений и организаций. Дороги были асфальтированы, кругом прокладывались тротуары, по поселку ходили два маршрутных автобуса, собирались строить центральную котельную. Летом это был компактный, уютный, зеленый поселок, по улицам которого было здорово гулять в дождливые дни.

Всего этого сегодня не осталось. Да, есть те же три школы, худо-бедно работают музыкальная и спортивная школы. Но атмосфера уже не та. Центр превращен в торговый ряд, сплошь магазины. Конечно, землякам выгодно, ибо есть возможность выбора. Но сервис лучше городского только в магазине “Динара”. В остальных вас могут еще и обругать, так что конкуренция еще не повлияла на улучшение качества обслуживания. Дороги давно “разбомблены”, тротуаров нет. В некоторых местах вырублены деревья – гордость поселка.

Много лет нет книжного магазина, в котором прежде собирались люди. Кстати, библиотеки имелись во многих домах. При этом книги не просто собирались – их читали и активно обсуждали. К сожалению, в Алматы даже среди коллег с трудом нахожу людей начитанных, а для моих земляков чтение книг было нормальным занятием.

Не осталось заводов, закрыты многие учреждения, а потому выпускники школ становятся безработными, едва успев получить аттестаты. Маршрутные автобусы заменили такси. По поселку они возят за 200 тенге, правда, с 17 января такса вроде поднялась до 250, а значит, меньше людей смогут воспользоваться их услугами, потому что зарплаты низкие, а пенсии и того меньше.

Молодые люди едут в поисках лучшей доли в Астану, благо она практически рядом, и в областной центр – Караганду. Но там нередко работодатели не платят зарплату или выдают деньги меньше оговоренной суммы. Думаю, что такая же ситуация и в других селах по всей стране. По программе “Ак булак” сделали водоколонки на улицах, вместо того чтобы провести воду в дома.

Между тем, район наш — крупнейший зерновой район в области. Однако и здесь многое пришло в упадок. Только сейчас за последние годы ситуация стала меняться. И это благодаря тому, что есть патриоты своей малой родины. Хорошие урожаи собирают хозяйства под руководством Георгия Прокопа, Сейтжаппара Ныгметова, Сеилхана Конурбаева, Каната Отарбаева, Эксана Таттабаева — все местные, начинавшие работать в последние годы СССР.  Но для района, в котором было 17 совхозов и большая часть — зерновые хозяйства, мало ещё таких энтузиастов, но всё же именно эти люди помогают развивать экономику района.

Удивительно, но есть еще ряд учреждений, которые работают достаточно эффективно. Кипит, к примеру, деятельность в библиотеке, жизнь в которую вдохнула ныне покойная Амантай Анесова, инициатор создания районного краеведческого музея. Сегодня то, что она начинала, достойно продолжает Лидия Кумпан. Даже в метель разносят корреспонденцию почтальоны. И такая традиция была заложена прежними руководителями районного узла связи Марией Гринь и Павлом Бычеком.

Но это, пожалуй, и все положительное, что есть. Больше негатива. К примеру, районные руководители меняются как перчатки. За последние десять лет их сменилось четыре. Возможно, из-за этого здесь больше озабочены какими-то другими вещами, чем ремонтом и благоустройством дорог. Судите сами: сейчас местный маслихат и районный аким заняты ничем иным, как переименованием улиц и самого поселка. Видимо, все проблемы решены: нет безработных, дороги очищены от снега и по ним можно проехать без проблем, жильем обеспечены все жители и т. д.

К слову, сам поселок образован в 1898 году, когда переселенцы из Украины построили здесь первые дома недалеко от летовок и зимовок казахов. Многие годы поселок носил имя столицы Украины, и никого это не волновало. Сейчас же вдруг национальное самосознание моих земляков приобрело такой характер, что вынь да положь – дай поселку казахское название. Что касается истории, прошлого, то это мало кого волнует. Главное – показать себя большим патриотом, чем другие. И только обращение на сайт главы государства приостановило процесс переименования. Несколько раз переименовывались и улицы. Вот и сейчас горячие головы хотят по-другому назвать улицу, которая носит имя бывшего председателя райисполкома, ныне покойного Владимира Вольфа, которого хорошо знал Нурсултан Назарбаев.

Давно замерла культурная жизнь. В поселке нет даже кинотеатра, а районный дом культуры, где установили экран для показа фильмов, по вечерам пугает темнотой. Забыли и о катке, который ежегодно заливали зимой. А места у нас красивые. Рядом протекает Нура, по которой можно доплыть до Тенгиза. Много рыбы и полно охотничьих мест.

Поселок прочно связан с именем Сакена Сейфуллина, который бывал в наших местах в 1922–1925 годах. Из района вышли три Героя Социалистического Труда, два Героя Советского Союза. Есть свои писатели.

В общем, много интересного можно рассказать о моей малой родине, потому так больно и обидно, что вместо созидания здесь заняты чем-то другим, мелким. Мне всегда казалось, а в последние годы я еще больше укрепилась в этой мысли, что только малая родина и родители, семья – основа того, что эта страна – твое родное, то, без чего жить не можешь. И не важно, что уже давно там не живешь, – все равно все происходящее там волнует тебя, как и прежде.