Как сделать кредиты в Казахстане дешевыми: сенсационные выводы экономиста - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как сделать кредиты в Казахстане дешевыми: сенсационные выводы экономиста

Как сделать кредиты в Казахстане дешевыми: сенсационные выводы экономиста

Несмотря на заявленную дедолларизацию, казахстанцы так и не перестали скупать иностранную валюту. Поверить в силу родного тенге им мешает нестабильность ценников в магазинах и обменных пунктах.

  • 27 Января 2017
  • 8417
Фото - Caravan.kz

Директор Центра социально-экономических исследований – филиала РГКП “Институт экономики” комитета науки МОН РК в Астане Жангельды ШИМШИКОВ уверен: Национальный банк при желании мог бы не только укрепить доверие населения к тенге, но и обеспечить удешевление кредитов, что позволит вывести отечественную экономику на более высокий уровень развития.

На колебание курса доллара в Казахстане влияет множество факторов. Недоверие к своей валюте – один из них: чем больше спрос на “зеленые”, тем дороже их продают, и тем сильнее ажиотаж, в результате которого люди снова бегут в обменники. После девальвации этот замкнутый круг предполагалось сломать путем повышения с 1 февраля 2016 года ставки по тенговым депозитам с 10 процентов до 14 процентов годовых и понижения с 3 процентов до 2 процентов – по депозитам долларовым. Изменение условий размещения денег в банках второго уровня (БВУ) несколько увеличило привлекательность тенге, но проблему в целом не решило.

– В 2015 году инфляция составила 13,5 процента. Получается, что в 2016 году выигрыш тенговых вкладчиков составил всего 0,5 процента, а это совершенно неощутимо, – констатирует Жангельды Шимшиков.

В этом году максимальная ставка по тенговым депозитам снижена, то есть ситуация снова сыграла не на повышение доверия к национальной валюте. Чтобы казахстанцы были действительно заинтересованы в хранении свободных денег в тенге, экономист предлагает учитывать показатели инфляции при начислении вознаграждения за хранение денег в нацвалюте на банковских депозитах. По итогам 2016 года инфляция составила 8,5 процента, значит, ставки по депозитам нужно увеличить до 15–16 процентов, полагает эксперт.

А чтобы поддержать реальный сектор экономики, он считает необходимым параллельно снизить базовую учетную ставку Национального банка. Это процентная ставка, по которой он выдает кредиты банкам второго уровня, и чем она меньше, тем меньший процент банки-коммерсанты будут взимать со своих клиентов за предоставляемые им кредиты. В прошлом году эту ставку снижали несколько раз. Сейчас она составляет 12 процентов, но и это слишком много, уверен Жангельды Шимшиков.

– Если Нацбанк ставит базовую учетную ставку 12 процентов, это означает, что после участия в торгах на получение кредитных ресурсов банки второго уровня будут платить Нацио­нальному банку эти проценты. Стало быть, кредитовать производителей – завод, фабрику, кооператив или крестьянское хозяйство – они уже не смогут ниже, чем под 12 процентов. Более того, они должны будут добавить сюда уровень инфляции, ее обещают сейчас удерживать в коридоре 6–8 процентов. Считаем: 12 процентов учетной ставки плюс инфляция по итогам 2016 года – это уже 20 процентов годовых! Но чтобы что-то заработать, банки должны давать кредиты хозяйствующим субъектам еще дороже, вот они и дают под 23 процента, – сыплет цифрами экономист. – Мы кричим, что банки второго уровня – грабители, грабят нас своими кредитами, а на самом деле виновата кредитная политика Национального банка.

Вместо существенного снижения базовой учетной ставки Нацбанк регулярно объявляет об увеличении золотовалютных резервов, сетует Жангельды Шимшиков. А происходит это за счет дополнительной финансовой нагрузки на производителей через банки второго уровня, это и тормозит экономический рост. Эксперт приводит пример: в некоторых странах, где учетная ставка зафиксирована на уровне 2 процентов, коммерческие банки дают кредиты под 4–5 процентов годовых, а ФРС США установила базовую ставку для коммерческих банков в пределах 0,25–0,5 процента, поэтому там кредиты можно получить под 1–2 процента. Получать дополнительные средства на развитие производства на таких условиях – мечта любого казахстанского производителя.

– Когда же учетная ставка высока, Нацбанк будет все время увеличивать свои резервы за счет этого процента, который будет получать от банков второго уровня или в результате распределения кредитных ресурсов по дорогой цене. Они сиюминутные интересы преследуют, – считает экономист. – А вообще мировая практика такова, что Национальные банки действуют более автономно, суверенно. Они не входят в правительство, стоят особняком, поэтому премьер-министр не может давать указания Нацбанку, что делать. Только президент может повлиять на его деятельность. Конечно, наш Нацбанк будет приводить десятки аргументов, чтобы свое положение сохранить. Но мы считаем, что главным аргументом должен быть экономический рост в стране, а не усиление роли и наращивание резервов Национального банка.

Если Казахстан, стремящийся перенять все лучшее из международной практики, и в банковских делах пойдет по этому пути, то базовая ставка Нацбанка РК вполне может быть снижена до 2–3 процентов. И тогда на дешевых кредитах бизнес в стране получил бы мощный импульс к развитию, уверен Жангельды Шимшиков. Как следствие – создание новых рабочих мест, социальная стабильность, а еще – снижение уровня коррупции.

– Все те фонды, которые сегодня якобы поддерживают малый и средний бизнес, попросту потеряют свою актуальность. Предпринимателям не придется закладывать свое имущество, чтобы взять там кредит, договариваться, искать для этого не всегда честные пути. Они смогут получать доступное финансирование в коммерческих банках. А государству не придется вкладывать средства в поддержку этих фондов и в содержание их сотрудников. Выгоду получат все – бизнес, БВУ, государство. Кроме, конечно, тех многочисленных “специалистов”, которые греют руки на распределении средств фондов и на реализации множества бесперспективных, хотя и красиво преподнесенных проектов, – отмечает экономист.

Высвободившиеся средства он предлагает безболезненно направить на возмещение затрат Нацбанка, полученных им в результате снижения базовой учетной ставки.

– И тогда это будет эффективное перераспределение финансовых потоков, – уверен Жангельды Шимшиков.

Снижение базовой ставки Нацбанка актуально для Казахстана и в связи с вхождением в ВТО: иностранных коммерческих институтов в стране будет все больше, и конкурировать с ними, имея такую высокую ставку, отечественным БВУ будет очень сложно. А чего стоит поддерживать банковскую систему на плаву, казахстанцы уже знают.