Последствия европейской прививки
Семей является родоначальником системы КСК. Именно здесь в конце 1990-х появились первые объединения жильцов для управления многоквартирными домами. Предварительно авторы проекта проехались по европейским странам и увиденный там опыт попытались привить в Казахстане. Идея была красивой: каждый дом должен был стать аналогом маленького демократического государства с выбранным президентом (председатель КСК), парламентом (правление) и открытым бюджетом. Увы, прививка европейской демократии вызвала аллергическую реакцию у обитателей обычных казахстанских многоэтажек, а затем и тяжелые осложнения. Причем собственники квартир остались один на один со своими проблемами.
Государство же с радостью избавилось от столь проблемной головной боли, какой являются КСК и жилой фонд. Что бы ни случилось, государственные ведомства не хотят вникать ни во что, ссылаясь на то, что КСК – это частные проблемы частных собственников. Воруют ли деньги председатели, с учетом или без учета мнения жильцов проводят какие-то изменения – никто не следит. Как никто не следит и за тем, насколько исправно платят собственники за содержание домов. К примеру, осенью прошлого года аким Семея Ермак САЛИМОВ персонально обходил квартиры должников за тепло, грозя срезать входные двери неплательщикам. Почему взимание долгов за отопление стало государственным делом, а взимание долгов за содержание дома – частным? Почему налоговые службы проверяют бухгалтерию частного предпринимателя, но сдаваемые в КСК деньги (зачастую без всяких квитанций и счетов) остаются вне сферы контроля? И даже такая государственная структура, как жилищная инспекция, не имеет права отслеживать финансовые потоки внутри КСК.
Доработки для закона
– Действительно, мы не имеем права проверять средства КСК и распределение финансов там в силу того, что это частные деньги, – пояснила руководитель отдела жилищной инспекции Семея Светлана ЗАУРБЕКОВА. – Мы имеем право проверять только своевременность отчета работы КСК и можем контролировать только ситуации непредоставления отчета или предоставления не в полном объеме.
По ее словам, для изменения этой ситуации необходимы изменения в существующее жилищное законодательство.
– Несколько лет назад по поручению акимата ВКО была создана группа по изучению вопросов жилого фонда. Мы разработали ряд предложений по изменению жилищного законодательства, жилищных отношений и управления жильем. Например, мы не можем что-то потребовать, если у дома не зарегистрирован кондоминиум, а для его регистрации необходимы внушительные суммы. Почему-то получение техпаспорта на дом осуществляется за счет государства, а за оформление земельного участка платить должны собственники. Все наши предложения были направлены депутатам за подписью акима ВКО. После обновления состава мажилиса предложения были повторно доработаны и вновь отправлены. Но пока активности нет, – рассказала Светлана Заурбекова.
Нужно учить людей
– Проблемы в КСК – это ситуация, типичная для всей страны, – считает руководитель общественного фонда “Дом” Майра АБЕНОВА. – Жилищная реформа была одной из первых в Казахстане. И цель была хорошая – люди должны были понять, что они являются хозяевами. Но этого осознания так и не произошло. Надо было с самого начала учить все население, как управлять собственным имуществом. У основной массы людей квартира является единственным богатством. Однако у нас нет понимания ответственности за свое имущество. А это должен понимать каждый. Что касается государства, то оно должно следить за соблюдением законов в КСК. И главная проблема в том, что даже сотрудники государственных ведомств не знают Закона о жилищных отношениях или намеренно допускают его нарушения. Чиновники не хотят вникать в суть проблем и отделываются отписками. Будь то доступ к отчетам председателей КСК и сервисных организаций или правомерность проведения собраний собственников квартир, открытие банковского счета для каждого дома – все это, а также множество других вопросов, прописанных в Законе о жилищных отношениях, государство должно четко контролировать. А вот этого пока и нет.