В костюмерной Восточно-Казахстанского драмтеатра хранятся два десятка азиатских сапожек – из мягкой шелковистой кожи. И столько же нарядных мужских и женских ремней в национальном стиле. Без них у казахской труппы не обходится ни один спектакль. В театре с юмором рассказали, как зрительница, засмотревшись на ладные сапоги на актере, игравшем батыра, вздохнула громко: “Умели раньше обувь шить”.
Заказ для театра выполнили Насипхан Ахмет и его сын Орлеу – жители поселка оралманов Шыгыс, построенного в пригороде Усть-Каменогорска. Несколько лет шыгысовцы были для местной власти беспокойной темой – то требовали обеспечить их работой и заработком, то улучшить условия… Поэтому такие семьи, как у Насипхана, стали для чиновников светом в окошке. Они все обустроили сами. Сами нашли себе работу, сами трудоустроились, сами наработали клиентуру. С 2006 года, когда мастер осел в Восточном Казахстане, он всего дважды воспользовался помощью государства – взял льготный кредит по “дорожной карте занятости” и получил в бесплатную аренду класс в бывшей поселковой школе. Сейчас у Насипхана не просто мастерская – мини-цех: несколько станков, профессиональные инструменты, набор лекал, фурнитура…
– Люди идут каждый день, – рассказал мастер. – Кому-то нужно сшить сапоги, кому-то ботинки или туфли. Часто заказывают мужские ремни бельдиктер и обувь в национальном стиле.
Тачать обувь оралмана научил его отец, того в свою очередь – его отец. По стопам Насипхана пошли его дети – двое сыновей и дочь. Младший сын Самгау даже специально возвращался на время в Урумчи, где когда-то они жили, чтобы пройти профессиональные курсы. В 20 лет он освоил модели из итальянских каталогов, а два года назад вместе с сестрой открыл обувной цех в Астане.
Насипхану, к слову, тоже есть чему поучиться у детей, в том числе умению следить за тенденциями моды, находить в Интернете информацию. Кожу для работы он покупает в Алматы или в Турции. Одно время была надежда на сырье кожевенного комбината в Семее, но… тут же угасла.
– Отец учил меня: надо быть художником, – отметил мастер. – Сшить обувь сложно, одних знаний мало, нужен большой опыт. На фабрике поточное производство, каждый работник делает только одну операцию. Другое дело, ручная работа – сам делаешь выкройку, сам подбираешь узор, фурнитуру. Сам отвечаешь за качество.
За обувью к Насипхану едут со всех районов области. Как отметили в акимате сельского округа, к которому относится поселок Шыгыс, помимо качества людей привлекает доступная цена. Сегодня даже в медвежьем углу Восточного Казахстана можно встретить местных жителей в туфлях, сшитых оралманом по зарубежным каталогам. И это замечательно – красиво жить не запретишь.