Помпезные презентации предприятий, одно из которых открыто в рамках Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития страны, не гарантировали проектам успешного завтра.
Первый завод расположен в Жалагашском районе региона. Общая стоимость проекта ТОО “БИС Групп” – почти два с половиной миллиарда тенге. Это большое предприятие, способное перерабатывать шесть тысяч тонн солодкового корня в год и производить из него экстракт, порошок глицирризиновой кислоты, полисахариды и флавоноиды.
Второй проект, реализованный в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития ТОО “Мия Шиели” в Шиелийском районе Кызылординской области, поменьше – стоит 612 миллионов тенге и финансировался за счет собственных средств товарищества плюс банковского займа на льготных условиях.
Оба предприятия могли бы работать и давать прибыль, ибо в Казахстане самая низкая цена солодкового корня даже в качестве сырья (в промытом, высушенном, измельченном, разрубленном виде) – 180 тысяч тенге за тонну. Корень, переработанный до первого передела, экстракта солодки, – в весе теряет в шесть раз, но вырастает в цене до 1,2 миллиона тенге. А дальнейшая переработка экстракта и производство глицирризиновой кислоты еще более повышает рентабельность производства.
– К сожалению, в первом случае у ТОО “БИС Групп” возникли разногласия с зарубежными партнерами по бизнесу, – рассказал руководитель областного управления индустриально-инновационного развития Ринат СУЛТАНГЕРЕЕВ. – И это парализовало работу. А во втором – у товарищества не хватило таланта на менеджмент. Сейчас трудно выйти на рынок с каким-то товаром, это нужно делать профессионально.
То, что эти два завода могут работать рентабельно, в управлении не сомневаются.
– Я в Каракалпакстане был, там тоже есть предприятия по переработке корня солодки, – рассказал Султангереев. – Так там все они ориентированы на экспорт, ведь у нас Америка – основной потребитель экстракта корня солодки, он входит в состав популярных газированных напитков, с его использованием производится еще ряд продуктов. Целые аулы, расположенные недалеко от предприятий, живут на добыче и сдаче корня. В Узбекистане регламентируют деятельность “копателей”. Нельзя, например, вывозить сырье за пределы республики. Нельзя корень солодки копать глубже, чем на пятьдесят сантиметров. Тогда растение быстро возобновляется. И у нас солодки – море. Если правильно корень добывать, заводы всегда будут обеспечены им.
Похоже, китайские бизнесмены, которые начали реанимацию двух кызылординских производств, в солодковом бизнесе, что называется, рубят.
– Что касается предприятия в Жалагашском районе, то китайский инвестор здесь выкупил долю казахстанского учредителя, и завод уже выпустил первую партию продукции, отправив ее на экспорт, – рассказал Султангереев. – С теми же инициативами тот же инвестор вышел на руководство второго предприятия, которое в Шиели, и там тоже решает вопросы. Более того, у китайцев есть намерения строить еще и третий завод, в самой Кызылорде.
Как подчеркивают в акимате области, новость о возобновлении работы заводов хорошая, эти предприятия могут дать работу сотням жителей районов. Аграрии же Приаралья переживают, скоро ли будет включена солодка минсельхозом в перечень сельхозкультур Казахстана. Тогда ее можно будет официально выращивать плантациями, стать поставщиками реанимированных предприятий и делать бизнес.
Кызылорда