отIMEI. С 1 июля все телефоны с незарегистрированными в Казахстане IMEI-кодом будут отключены от Сети - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+4 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
отIMEI. С 1 июля все телефоны с незарегистрированными в Казахстане IMEI-кодом будут отключены от Сети

отIMEI. С 1 июля все телефоны с незарегистрированными в Казахстане IMEI-кодом будут отключены от Сети

Как борьба с терроризмом изменит жизнь всех казахстанцев

  • 20 Января 2017
  • 48611
Фото - Caravan.kz

Ажиотаж с регистрацией по месту пребывания не единственный сюрприз, который приготовил казахстанцам отредактированный Закон “О противодействии терроризму”. Уже с февраля желающим путешествовать по стране надлежит являться на вокзал заблаговременно, дабы успеть пройти процедуру досмотра. А с июля могут перестать работать купленные с рук и ввезенные из-за рубежа мобильники. И это еще не все…

После памятных событий в Актобе и Алматы прошлого года стало понятно, что терроризм для Казахстана – вполне реальная проблема, с которой в рамках существующего законодательства бороться крайне сложно. Потому соответствующий закон был оперативно отредактирован. Изменения коснулись и множества других нормативно-правовых актов, законов и кодексов. Одно из нововведений – обязательность регистрации по месту пребывания граждан казахстанцы уже опробовали. Законопослушные казахстанцы штурмуют ЦОНы для регистрации

Интернет-портал “КАРАВАНА” писал и пишет об ажиотаже в ЦОНах, о сомнениях экспертов по поводу необходимости этой нормы. Так, например, юрист, главный редактор журнала “Правовая реформа в Казахстане” Сергей ЗЛОТНИКОВ уверен, что гораздо эффективнее было бы не пугать население штрафами, а продумать систему поощрения для регистрирующихся.

– Аналогичная ситуация была лет 10 назад с трудовыми мигрантами из других стран. К нам в правозащитную организацию обратились торговцы с барахолки. Они рассказали, что полицейские прямо на базаре хватают покупателей и начинают допросы с пристрастием: сколько дней в Алматы, с какой целью прибыл и так далее. Мы тогда предложили альтернативу репрессиям. Провели полномасштабные исследования и рекомендовали провести амнистию для трудовых мигрантов. И люди откликнулись, пришли регистрироваться, согласились работать легально и платить налоги. В бюджет от той акции поступило порядка 80 миллионов долларов, – приводит он в пример случай из собственной практики.

Существующие же нормы, согласно которым всех незарегистрированных казахстанцев с февраля можно штрафовать, по мнению Злотникова, только увеличат недоверие к стражам порядка в обществе и станут еще одним коррупциногенным фактором.

Полный контакт

Регистрация по месту жительства – лишь начало контроля за населением. Также с февраля вступает в силу норма об обязательном досмотре пассажиров и багажа на вокзалах страны. Новшество будет вводиться поэтапно: сначала все прелести личного досмотра испытают на себе пассажиры на вокзалах Алматы-1 и Алматы-2, с апреля – пассажиры Астаны, с июня – жители других областных центров. Как сообщили в “Қазақстан темір жолы”, там уже приобрели 56 комплектов специального досмотрового оборудования.

Нетрудно догадаться, что нововведение сильно развлечет ожидающих своего поезда на перроне.

– Пассажирам рекомендуется прибывать на вокзалы заблаговременно, чтобы пройти досмотр и не опоздать на поезд, – советует директор департамента вокзального хозяйства дирекции магистральной сети АО “НК “Қазақстан темір жолы” Жубан КОРПЕБАЕВ.

Сколько денег потребовалось на закуп необходимого для досмотра оборудования, не уточняется, но в том, что мера действительно станет антитеррористической, возникают резонные сомнения.

– Хорошо, на крупных вокзалах будет организован досмотр, как в аэропортах, но что дальше? Потенциальный террорист разве не может занести в поезд что-нибудь запрещенное на каком-нибудь полустанке? А если учесть, что проводники берут “зайцев”? – рассуждает Сергей Злотников.

“Большой брат” следит за каждым

Впрочем, вокзалы – это только начало. Закон требует, чтобы антитеррористическая безопасность была обеспечена на всех объектах, способных вместить более 100 человек. Это и различного рода кафе с ресторанами, магазины и так далее. С одной стороны, конечно, хорошо. Ради собственной безопасности можно и через рамку металлоискателя пройти, и с обилием камер наблюдения в увеселительных местах смириться. Последние, кстати, возможно, немного приструнят любителей выяснять отношения после распития горячительных.

Но, с другой стороны, приобретать оборудование для “Большого Брата” бизнесмены обязаны за свой счет. И, скорее всего, эти покупки моментально отра­зятся в чеках клиентов.

Кошмар для хипстера

Еще одно нововведение коснется любителей покупать технику, в частности, мобильные телефоны, на зарубежных интернет-сайтах, с рук, либо в личных поездках за границу.

Каждый мобильный телефон оснащен специальным идентификационным кодом – IMEI. И с 1 июля все телефоны с незарегистрированными в Казахстане IMEI будут отключены от Сети.

Как это будет происходить технически, пока до конца не ясно, механизм еще прорабатывается. Хотя сотовым операторам и без нормы о контроле за IMEI нынче забот хватает: они, согласно вступившим в силу поправкам, обязаны оказывать силовикам всяческое содействие в борьбе с терроризмом, в том числе собирать и хранить все личные данные абонентов и по требованию предоставлять их антитеррористическому штабу. А также обеспечивать возможность для блокировки сети и выделять по требованию необходимую технику для перехвата сигналов мобильников и канал для спецсвязи. Деньги на сопутствующие затраты операторы должны изыскать самостоятельно, но если до июля этого года необходимые требования не будут выполнены, бизнесменов ждет штраф от 50 до 500 МРП в зависимости от формы собственности.

Стреляли…

“Пострадавшими” от борьбы с терроризмом и экстремизмом могут стать охотники и владельцы оружейных магазинов.

Первым отныне вместо 10 единиц оружия разрешается иметь всего 4 – по два гладкоствольных и нарезных “ствола”. На тематических форумах в Интернете охотники соответствующие поправки активно обсуждают и прогнозируют, что нанесут они урон в первую очередь фауне: появится больше подранков и разорванной в клочья мелкой дичи.

Владельцам же оружейных магазинов придется сильно потратиться. Отныне продавать оружие можно только вне территории жилых домов.

– Не буду говорить, что это приведет к краху отрасли, но серьезный упадок будет. Часть магазинов просто закроется. Потому что это ведь не просто переехать из одного помещения в другое. Существуют достаточно серьезные требования по толщине стен, оборудованию окон, отдаленности от объектов здравоохранения и образования и так далее. В крупных городах, где земля дорогая, некоторым придется переехать куда-нибудь на окраину. А это, как мы считаем, даст совершенно противоположный эффект. Магазин, стоящий где-то на отшибе, гораздо проще ограбить, – говорит вице-президент казахстанской оружейной ассоциации “Корамсак” Сергей КАТНОВ.

Члены оружейной ассоциации активно выступали в процессе обсуждения грядущих поправок в парламенте прошлой осенью, говорили о том, что расположение магазина в жилом доме не является причиной теракта. Оружейные магазины располагаются в жилых домах повсеместно, но за ними ведется соответствующий контроль.

Сигнал “тревожной кнопки” поступает не только на пульт охранной компании, но и полиции, которая вместе с “Кузетом” должна прибыть на вызов. Причем оговариваются состав и техническое оснащение таких групп.

Если разбирать события прошлого лета, то, как уверяют в профильной ассоциации, в Актобе по вызову приехала небольшая группа охранников с не самым эффективным оружием, а случай в Алматы вообще ставит под сомнение профессионализм силовиков.

– Гораздо больше вопросов вызывает подготовка сотрудников правоохранительных органов. Если брать события в Алматы, то это же нонсенс, когда один “чайник” смог расстрелять семь профессионалов, – говорит Сергей Катнов.

Эксперт считает, что гораздо правильнее было бы вести борьбу с террористами, повышая квалификацию полицейских. Но сомнительные с точки зрения оружейников и охотников поправки оставили без изменения. Все они постепенно будут внедрены на практике.

Арестов не надо, работу давай!

Справедливости ради, стоит отметить, что в обновленном Законе “О противодействии терроризму” достаточно много и по-настоящему нужных норм. В частности, детально прописаны функции и роли в антитеррористической борьбе всех министерств и ведомств, порядок действий в случае терактов и многое другое.

Но, как отмечает Сергей Злотников, надо понимать, что борьба с терроризмом – это не только и не столько закручивание гаек, строгий суд над любым заподозренным в лояльности к радикальным идеям и прочие репрессии.

– Чем больше рабочих мест будет создано, чем активнее будут решаться социальные вопросы, чем больше доверия будет в обществе к правоохранительным органам, тем меньше будет база для всевозможных террористических организаций и вербовщиков, – говорит правозащитник.

Вот только сложно быть лояльным к полицейским в многочасовой очереди за временной регистрацией…

АСТАНА