По данным исследования социолога Мадины Нургалиевой, почти 90% лидеров казахстанской молодежи считают себя верующими. 86% из них исповедуют ислам.
Редакция медиа-портала Caravan.kz решила выяснить, что значит быть верующим мусульманином в Казахстане. За разъяснениями мы обратились к Рамилю РАХИМБАЕВУ, имаму поселка Жезкент Бородулихинского района ВКО.
— В разных странах религия претерпевает изменения в соответствии с ментальными и этническими особенностями народа. Можно ли считать Казахстан примером такого процесса?
— Вы совершенно правы. Хочу сказать, что здесь огромную роль играет история: казахский народ принял ислам добровольно. Исходя из этого, наши народные традиции, обычаи, даже пословицы и поговорки, да и сам быт исходят из священного Корана и сунны Пророка. Поэтому для нашей ментальности ислам не является чуждым.
— Как выглядит портрет казахстанского мусульманина?
— В первую очередь, это человек, который любит свою родину. Который бережно чтит религию, традиции, язык, обычаи. Наша ментальность – ментальность абсолютно верующего мусульманина. Исконно наши традиции и обычаи переплелись с исламом.
— Много ли в Казахстане людей, соблюдающих все каноны ислама?
— Помню 1995 год, 1998 год. Что и говорить – даже начало двухтысячных. Тогда в мечетях было очень мало народу. Даже во время пятничной молитвы мечеть была полупустой. А сегодня по пятницам люди даже не помещаются внутри – кто-то читает молитву на улице. Думаю, это показательно.
— Какие мусульманские обряды являются самыми значимыми?
— Значимых обрядов очень много. Есть такой обряд «никях», когда молодые люди создают семью. Есть «джаназа» — это молитва, связанная с уходом человека в иной мир. Когда человек приходит в этот мир – есть обряд наречения имени. Перечислять можно очень долго, так же, как и праздники.
— Является ли проведение этих обрядов платным?
— Нет. В мечетях Казахстана нигде нет определенной ставки. Тут делают только пожертвования – ровно столько, сколько может и хочет дать человек. Как сказал Пророк: «Садака может быть и просто улыбкой, и чашкой воды». Поэтому здесь благодарность не исчисляется в каких-либо денежных суммах. Ни в одной мечети страны этого не было и нет.
КСТАТИ: если мечети свои цены на проведение обрядов не назначают, то медицинские учреждения, в которые обращаются для проведения обряда обрезания, выставляют вполне однозначные денежные суммы за услугу.
— Не превращают ли религию в бизнес производители той же халяль-продукции и специальной одежды для мусульман? Действительно ли это важно для по-настоящему верующего человека?
— Думаю, для верующих это, наоборот, — большое облегчение. Всевышний сказал нам, какую пищу можно есть, а какую – нет. Например, запрещено есть все мясо, которое заколото не с именем Аллаха. Поэтому мусульманам приходится ограничивать себя в каких-то параметрах еды. Сейчас духовное управление Казахстана очень строго смотрит на производство халал-продукции, и думаю, это большой плюс и шаг вперед. То же самое можно сказать и об одежде. Нашим сестрам, женам, дочерям запрещено носить открытую одежду. И здесь появление брендов мусульманской одежды можно считать возможностью одеваться современно и красиво, и, в то же время, соблюдать нормы шариата.
КСТАТИ: мы попытались выяснить и цены на мусульманскую женскую одежду. Как оказалось, на казахстанском рынке есть дизайнеры и даже компании, специализирующиеся именно на одежде для правоверных.
Примечание: вся информация взята из открытых источников.