Что значит быть мусульманином в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что значит быть мусульманином в Казахстане

Что значит быть мусульманином в Казахстане

«Наша ментальность – ментальность абсолютно верующих мусульман».

  • 18 Января 2017
  • 3310
Фото - Caravan.kz

По данным исследования социолога Мадины Нургалиевой, почти 90% лидеров казахстанской молодежи считают себя верующими. 86% из них исповедуют ислам.

Редакция медиа-портала Caravan.kz решила выяснить, что значит быть верующим мусульманином в Казахстане. За разъяснениями мы обратились к Рамилю РАХИМБАЕВУ, имаму поселка Жезкент Бородулихинского района ВКО.

— В разных странах религия претерпевает изменения в соответствии с ментальными и этническими особенностями народа. Можно ли считать Казахстан примером такого процесса?

 — Вы совершенно правы. Хочу сказать, что здесь огромную роль играет история: казахский народ принял ислам добровольно. Исходя из этого, наши народные традиции, обычаи, даже пословицы и поговорки, да и сам быт исходят из священного Корана и сунны Пророка. Поэтому для нашей ментальности ислам не является чуждым.

 — Как выглядит портрет казахстанского мусульманина?

 — В первую очередь, это человек, который любит свою родину. Который бережно чтит религию, традиции, язык, обычаи. Наша ментальность – ментальность абсолютно верующего мусульманина. Исконно наши традиции и обычаи переплелись с исламом.

 — Много ли в Казахстане людей, соблюдающих все каноны ислама?

 — Помню 1995 год, 1998 год. Что и говорить – даже начало двухтысячных. Тогда в мечетях было очень мало народу. Даже во время пятничной молитвы мечеть была полупустой. А сегодня по пятницам люди даже не помещаются внутри – кто-то читает молитву на улице. Думаю, это показательно.

 — Какие мусульманские обряды являются самыми значимыми?

 — Значимых обрядов очень много. Есть такой обряд «никях», когда молодые люди создают семью. Есть «джаназа» — это молитва, связанная с уходом человека в иной мир. Когда человек приходит в этот мир – есть обряд наречения имени. Перечислять можно очень долго, так же, как и праздники.

 — Является ли проведение этих обрядов платным?

 — Нет. В мечетях Казахстана нигде нет определенной ставки. Тут делают только пожертвования – ровно столько, сколько может и хочет дать человек. Как сказал Пророк: «Садака может быть и просто улыбкой, и чашкой воды». Поэтому здесь благодарность не исчисляется в каких-либо денежных суммах. Ни в одной мечети страны этого не было и нет.

КСТАТИ: если мечети свои цены на проведение обрядов не назначают, то медицинские учреждения, в которые обращаются для проведения обряда обрезания, выставляют вполне однозначные денежные суммы за услугу.

 — Не превращают ли религию в бизнес производители той же халяль-продукции и специальной одежды для мусульман? Действительно ли это важно для по-настоящему верующего человека?

 — Думаю, для верующих это, наоборот, — большое облегчение. Всевышний сказал нам, какую пищу можно есть, а какую – нет. Например, запрещено есть все мясо, которое заколото не с именем Аллаха. Поэтому мусульманам приходится ограничивать себя в каких-то параметрах еды. Сейчас духовное управление Казахстана очень строго смотрит на производство халал-продукции, и думаю, это большой плюс и шаг вперед. То же самое можно сказать и об одежде. Нашим сестрам, женам, дочерям запрещено носить открытую одежду. И здесь появление брендов мусульманской одежды можно считать возможностью одеваться современно и красиво, и, в то же время, соблюдать нормы шариата.

КСТАТИ: мы попытались выяснить и цены на мусульманскую женскую одежду. Как оказалось, на казахстанском рынке есть дизайнеры и даже компании, специализирующиеся именно на одежде для правоверных.

Примечание: вся информация взята из открытых источников.