Из танцевального зала – в бокс
Найти Наталью Цой в Караганде оказалось делом нетрудным. Даже люди, весьма далекие от спорта, слышали о ней. Ведь она, шутка ли сказать, – арбитр в боксе, а для карагандинцев этот вид спорта – дело святое: во всем мире Казахстан становится известным и даже популярным благодаря достижениям их земляка Геннадия Головкина. “Три-Джи”, как называют его на Западе, был чемпионом мира в 2003 году и серебряным призером Олимпийских игр в Афинах в 2004-м. После этого Геннадий ушел в профессионалы, где добился впечатляющих успехов. Согласно журналу The Ring Головкин входит в тройку лучших боксеров мира, независимо от весовой категории. Но одно дело – спортсмены и их успехи, а другое – рефери в боксе, тем более женщина. Таких в Казахстане всего двое. Но если Асия Аманбаева больше занята работой в комитете спорта министерства культуры и спорта, то Наталья Цой – активный представитель судейского корпуса. У обеих статус рефери Международной федерации любительского бокса (АИБА).
Путь к карьере судьи у Цой выдался не самым простым, и, как ни удивительно, пролегал через бальные танцы. Именно ими занималась Наташа в детстве и даже становилась призером различных соревнований. Но после того, как пошли первые успехи, партнер уехал, и девочке пришлось бросить танцы. Можно было, конечно, найти нового мальчика и попытаться с ним завоевывать высоты, но Наташе это показалось делом зряшным, и она решила заняться спортом.
И вот здесь оказалось, что у девушки способности к единоборствам. Под руководством тренера Руслана Нагнибеды Наталья быстро добилась успехов, стала чемпионкой республики по таэквондо. Однако и этот вид спорта она оставила. В Омской академии МВД, где Наталья училась, занялась кикбоксингом. И здесь к ней тоже пришел успех. Конечно, упорный труд помогает человеку достичь результатов, но нужны еще и природные способности, которые были у нее. Иначе не объяснить то, что после кикбоксинга Наталья становится мастером спорта и в боксе.
Получив диплом Омской академии МВД, она вернулась домой и устроилась на работу в Карагандинскую высшую школу милиции. Здесь-то Цой и занялась боксом, который, как оказалось, стал делом ее жизни. Чемпионка республики, она могла бы выступать и дальше, но решила уйти на самом пике спортивной карьеры.
Полицейские ближе к людям
– Наталья, почему выбрали именно полицию? Ведь могли бы работать адвокатом, юрисконсультом, все как-то ближе женщинам…
– Знаете, этот вопрос мне часто задают. И каждый раз я теряюсь, как ответить на то, что лично мне кажется безусловным. Понимаете, я с детства всегда была коммуникабельной, открытой и помогала окружающим. И как бы это банально ни звучало, мною двигало желание помогать людям. Мне кажется, что в полиции соединились закон и справедливость, поскольку полицейские ближе к людям.
– Почему же вы поехали учиться в Омск, когда в Караганде есть своя школа – теперь уже тоже академия – полиции?
– В выборе вуза свою роль сыграло то, что в Омске мощная материально-техническая база, и это было определяющим.
– Вы имеете степень доктора Ph.D, защищались в Москве. А какой была тема вашей диссертации?
– Да, защита кандидатской диссертации прошла в Москве. Дело в том, что в Казахстане перешли на новые стандарты присвоения ученых степеней, и это совпало со временем окончания мною адъюнктуры. Поэтому пришлось ехать в столицу России. Тема моей диссертации – “Защита чести и достоинства”. Эта работа во многом базировалась на трудах таких известных ученых, как академик Сергей Алексеев и доктор юридических наук Нагашыбай Шайкенов, которые занимались исследованием прав личности. Свою диссертацию я подтвердила, и теперь у меня диплом Ph.D.
Ой, а что это он упал?
В 2007 году Наталья закончила спортивную карьеру, но совсем уйти из бокса не смогла. Сначала как судью ее звали на детские турниры, потом – на взрослые, а в 2012 году Цой признали лучшим арбитром в стране. Затем Наталью стали приглашать для судейства на международных соревнованиях. Сегодня она – первая женщина-рефери из Азии в АИБА. Судить бои на Олимпийских играх было ее мечтой. В Рио-де-Жанейро этим летом она сбылась. Весь мир облетели снимки боя британца Джоша Келли и египтянина Мохаммеда Валида. На фоне рослых бойцов Наталья казалась хрупким растением. Но при этом рефери из Казахстана выглядела достаточно сурово.
– На ринге вы выглядите сосредоточенной, не улыбаетесь. Судьям запрещают проявлять эмоции?
– Нет, улыбаться можно, даже нужно. Об этом нам всегда говорят на семинарах. Но у меня, видимо, это не получается из-за сосредоточенности, как вы сказали. Для рефери главное – не навредить спортсмену, отработать бой так, чтобы боксер не получил травму. Нужно вовремя успеть оценить ситуацию, а для этого надо быть максимально сконцентрированной, ведь на ринге все происходит быстро. Иногда со стороны смотришь и думаешь: “Ой, а что это он упал?”. А когда ты находишься рядом, тебе необходимо уловить момент удара. Если ты секунду пропустила, не остановила вовремя бой, а удары дальше идут, боец может травмироваться, и с этим ты будешь всю жизнь…
Не имею права судить коллег
– В Рио к судейству было много нареканий. Лично вам предъявляли претензии?
– Нет, такого не было.
– Что скажете о боях Левита и Алимханулы? Многие специалисты говорят, что наших боксеров засудили…
– Я видела бои, но не имею права судить коллег. Конечно, у меня есть мнение по данному поводу, но высказывать его не могу. Это будет некорректно по отношению к другим судьям.
– Чем запомнилась вам ваша первая Олимпиада в Рио?
– Для меня, конечно, это очень яркие впечатления на всю жизнь. Одно из моих мечтаний осуществилось. Знаете, мне нравится сама Бразилия. Я там уже не в первый раз была. Первое впечатление – как будто сказка. Там необычайная природа, горы, скалы, заросшие тропическими лесами. А океан! Берега невероятные. Мне есть с чем сравнивать, поскольку уже поездила немало. Эти песчаные пляжи, белый песок, знаменитые Копакабана, Прая Вильяма, Ипанема… Я их видела и думала, что это самое лучшее. А потом оказалось, что весь берег представляет собой такие шикарные пляжи. Люди там классные, очень доброжелательные, внешне красивые – там же смешение кровей.
К тяжам не допускают
– А сколько чемпионатов мира вы уже отсудили?
– Пять. Из них два женских и один мужской.
– Самый запомнившийся турнир и бой?
– Олимпиада, первый бой. А вообще запоминаются те поединки, которые были плотными, динамичными. Когда все заканчивается, испытываешь удовлетворение от качественно проделанной работы: ты справилась, все нормально.
– А кого труднее судить – женщин или мужчин?
– Я бы не сказала, что есть сильное различие. Сложнее судить бои тяжеловесов. Там идет другая работа, каждый удар может оказаться последним. Но нас, женщин, не всегда ставят на тяжей, потому что мы зрительно не воспринимаемся рядом с рослыми мужчинами (улыбается)
– У вас есть боксеры, которые нравятся с профессиональной точки зрения?
– Это, конечно, наша легенда Геннадий Головкин, с которым мы тренировались в одних залах. Нравится тем, что у него есть нокаутирующий удар. Очень нравится техничный бокс Серика Сапиева. Восхитительно работал в ринге Серик Конакбаев. Конечно, мне нравится красивый бокс. У наших, карагандинцев, как раз такой… Радует то, что наши парни, какие в спорте – такие и в жизни, не меняются вне ринга… Хорошие ребята.
– Смотрю на вас и не могу поверить, что строгая неулыбчивая дама на ринге и вы – одно лицо. Как воспринимают вас мужчины, когда видят перед собой хрупкую, словно статуэтка, девушку?
– Я у них не спрашивала, но, наверное, как и вы сейчас (смеется). А вообще в мировом боксе женщины давно. Пусть их немного, но они есть. Кто меня видел в обычной жизни, знают, что я люблю улыбаться, похохотать.
– Одно из ваших желаний – судейство на Олимпиаде – осуществилось. А есть ли другая мечта, например, судить профессионалов?
– Да, есть такое желание. Но пока, согласно правилам АИБА, мы можем судить только любителей.
Традиции надо чтить
– Чем вы занимаетесь вне бокса? Работаете над докторской диссертацией?
– Нет, докторскую не пишу, потому что подтвердила Ph.D. Но вообще мне нравится преподавать. У меня родители – преподаватели. Наверное, это передалось и мне. В будущем хочу вернуться работать в академию. Сейчас немного занимаюсь бизнесом (наша встреча проходила в кафе, которое Наталья недавно открыла в Караганде. – Прим. авт.).
– А личная жизнь?
– Ничто человеческое мне, конечно, не чуждо. Семейные ценности, традиции – приоритет. Конечно же, думаю построить свою семью. Знаете, в юности многого не понимаешь, но потом взрослеешь и становится очевидным, что нужно чтить традиции, поскольку они отработаны веками. Бери и пользуйся, ничего дурного не будет.
– Но тогда придется оставить судейство?
– Знаете, на все воля Божья. Но если получится соединить семью и профессию, почему бы и не продолжить карьеру рефери? Однако в любом случае семья окажется на первом плане.
Алматы – Караганда