Как развить бабушколюбие? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как развить бабушколюбие?

Как развить бабушколюбие?

Никого не минует процесс угасания организма, но найдется ли тот, кто подаст нам стакан воды в старости? Большой вопрос. Мы познакомились с волонтерами и организациями, которые безвозмездно помогают пожилым.

  • 27 Декабря 2016
  • 2226
Фото - Caravan.kz

По прогнозу ООН, к 2050 году четверть населения Казахстана будет старше 65 лет. Так какая же старость нас может ждать? Не обязательно в кругу внуков, с пиалой ароматного чая. Посмотрите, как живут нынешние старики, и… готовьтесь ко всякому.

Дико одинокие

Каждый день в 16.00 на улице Айманова в Алматы выстраивается очередь – здесь раздают бесплатные горячие обеды. 112 порций в день разлетаются вмиг. Проект работает уже больше года.

– Очередь у нас практически устоялась, 70 процентов из тех, кто приходит к нам, – с прошлого года, каждый день появляются один-два новых человека. В основном это пенсионеры с маленькой пенсией, – говорит организатор бесплатных обедов Расима ТЕМЕРБАЕВА. – Многие приходят пораньше, хотят пообщаться друг с другом. Мы выдаем еду в одноразовой посуде, чтобы люди могли забрать ее с собой. С августа стало очень сложно собирать деньги, продукты подорожали, у нас финансы впритык, но мы не уменьшаем количество обедов.

Чтобы выдерживать ежедневную норму бесплатных обедов, команде Training Cafe необходимо 33 600 тенге в сутки. Помогают их собрать и спонсоры, и обычные люди. Примерно в одно время с этим проектом активистки “Женского клуба” организовали в нескольких магазинах Алматы раздачу бесплатного хлеба для нуждающихся, среди которых много пенсионеров.

Волонтерское движение “Старость в радость”, пришедшее к нам из соседней России, – в прямом смысле источник радости для пожилых людей.

– Изюминка нашей деятельности в том, что мы ездим в дома престарелых с концертами, – рассказывает организатор движения Ольга САЛИМОВА. – Безусловно, старикам где-то надо помочь продуктами, но мы понимаем, что ключ к долголетию лежит через хорошее настроение, через позитив. Его мы и создаем. Ездим раз в две недели в дома престарелых, в основном в область, потому что дома престарелых в Алматы немного избалованы – там близко школы, университеты, их посещают. За пределами Алматы – тишина. Государство обеспечивает всем необходимым, но постояльцы там дико одинокие. Есть еще частные дома престарелых, которые вне системы госконтроля. Мы и к тем, и к другим ходим, так как вниманием обделены все. В городе Есике, например, проживает около 500 человек, в Астане – 300–400, это мини-города, там очень много стариков. Всего в домах престарелых находится порядка 30 тысяч пожилых людей.

Совсем недавно волонтеры “Старости в радость” провели в Алматы концерт для пожилых людей, а сейчас собираются с театральной труппой в Капшагай с рождественским спектаклем.

Другое волонтерское сообщество в Facebook “СИЛА” помогает пожилым людям оплатить коммунальные услуги, купить лекарства и т. д.

Старики пишут Деду Морозу

Киру УДАРЦЕВУ многие пользователи Facebook знают не первый год, она помогала некоторым больным деткам. В этом году в рамках проекта “Я рядом. Ёлка” она стала собирать письма для Деда Мороза от алматинских пенсионеров. Сама ходила к ним домой, беседовала, узнавала, что необходимо. Некоторые из этих новогодних просьб невозможно читать без слез. То, что просят старики, – это продукты и товары первой необходимости, без которых мы и сами бы не прожили. А они живут и не ропщут.

– У ребенка есть папа, мама либо сразу оба родителя, на худой конец опекуны, учителя, и на Новый год 99 процентов детей получают подарки. А старики, которым под 80 и за 80 лет, часто одиноки, брошены. Первую партию опубликованных Анной Токишевой на Facebook писем расхватали буквально за полчаса. Мне врачи помогли найти их адреса – действительно одиноких, никому не нужных, находящихся, мягко говоря, в плачевном состоянии. Представьте, бабулька открывает дверь, а запах мочи сносит с ног и выжигает глаза… Антисанитария. У нее тараканы живые и в огромном количестве. При этом сама ничего не может сделать, соцработник покупает ей готовую еду на неделю в торговом центре и приносит. Но она даже разогреть ее толком не может. Настолько плачевное зрелище… И таких людей много. Один дедуля, которого мы навестили с Ольгой Рябевой, попросил мешок гречки. Почему именно гречки? Потому что у него лимфостаз, он болен настолько, что больше ему почти ничего нельзя, он воду пьет по граммам… – рассказывает Кира Ударцева.

Никто не застрахован от такой старости

Чаще всего бабушки и дедушки просят в подарок продукты, постельное белье, трусики, маечки, халатики… Недорого, но одиноким старикам не под силу их купить. Пенсия уходит на лекарства и квартплату, питаются кое-как, о бытовом комфорте речи нет. Но самый главный дефицит – в человеческом общении.

– Они очень одиноки. Вот представьте, что месяц сидите в своей комнате, можете дойти до унитаза (не всегда) и до кухни, телефон отключен. А они так живут по нескольку лет. Многие сейчас рассуждают: мол, у каждого своя карма, получаешь то, что заслужил. Вот пример, учитель английского языка с 50-летним стажем, последние 20 лет работала в 105-й гимназии, скольких людей вырастила, дала знания, у нее никого нет, ей 86. Она может созвониться с четырьмя людьми, которых знает, остальные умерли. Пережила своего мужа, ребенка родить не получилось. Кто-то из нас вообще застрахован от такой старости? Никто, – предупреждает Кира Ударцева.

Старики и старушки получают свои скромные подарки и плачут, радуются как дети, говорят, что не привыкли ни к помощи, ни к вниманию со стороны чужих людей. Но Новый год всего лишь раз в году, а помощь требуется ежедневная. Некоторые из “снегурочек” хотят взять шефство. Но всех надо узнать лично, встретиться, проверить документы. Аферистов нынче много. А старые люди всего боятся – их грабили и обманывали не раз.

– Ухаживать за пожилыми – это очень тяжело морально, физически, нервы ни к черту, сможешь ли свою жалость, сострадание спрятать, чтобы бабулька этого не увидела? И после этого еще прийти домой и находиться в адекватном состоянии, потому что то, как вынуждены жить старики, тебя потрясает до самых внутренностей, – признается Кира. – Хочется, чтобы люди посмотрели вокруг себя добрыми глазами. В каждом доме есть кто-то, кому нужна помощь. Нас всех впереди ждет старость.

Она напоминает, что люди 1920–1930–1940-х годов рождения еще крепкие, а на подходе уже те, кто родился в 1950-е, а затем и те, кто в 1960-е, и чем моложе поколение, тем меньше здоровья. И найдутся ли для них такие же отзывчивые помощники?

“Им нужны услуги”

Куляш САРСЕМБАЕВА в этом году получила награду “Алтын Журек” – “За заботу о ветеранах”. Больше 30 лет она помогает ветеранам войны, занимается общественной работой.

– Есть такие, которые терпят лишения и, несмотря на то что тяжело живут, настроены положительно, говорят: “Спасибо. Отдайте тому, кто больше нуждается”. Скромные. Терпеливые люди. Но есть и достаточно зажиточные, уже позже начинаешь догадываться, кто какой. Во время перестройки и позже были материальные сложности – пожилым не хватало на пропитание, на лекарства, сегодня ситуация улучшилась – проблема в дефиците общения, – рассказывает она. – Поэтому я со многими ресторанами и кафе договорилась, чтобы ветераны приходили, обедали, разговаривали друг с другом. Некоторые очень богатые рестораны отказываются, хотя обороты у них большие, а другие сразу соглашаются, все зависит от руководителя.

Куляш Сарсембаева еще до появления Интернета организовывала бесплатные звонки для стариков, чтобы они могли общаться с родственниками и друзьями из разных городов.

Общественный фонд “Совет ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны” больше пяти лет оказывает различную помощь участникам войны и трудового фронта.

– Сейчас наш основной проект – это адресная помощь ветеранам. Причем помощь в их возрасте нужна не финансовая, им нужны услуги, – рассказывает исполнительный директор фонда Райхан ЖАПАРХАНОВА. – Мы оказываем социально-бытовую (уборка, стирка), социально-медицинскую (организовываем встречу с узкими специалистами, помогаем лечь в больницу, отправляем в санаторий, решаем другие вопросы здоровья), социально-психологическую помощь. У нас есть одна участница трудового фронта – будучи маленькой, она работала на заводе, надорвала здоровье и не смогла родить, сейчас еще и зрение потеряла, таким людям нужна психологическая поддержка, мы приходим, разговариваем. Еще правовую помощь, например, оказываем. Одна женщина-ветеран жаловалась, что ей не доносят пенсию, один месяц одна сумма, другой – другая. Мы сначала не могли понять, потом провели собственное расследование, выяснилось, что ее пенсию воровал почтальон… Социально-культурную помощь – проводим мероприятия, концерты, на них приглашаем ветеранов, тех, кто может ходить, они очень довольны, что видят друг друга. Сейчас, к сожалению, они очень старые: самому молодому участнику войны – 89 лет.

Фондом были отремонтированы восемь квартир ветеранов, также ежедневно им разносят горячие обеды. При фонде создан клуб волонтеров.

– У нас участники войны получают хорошую пенсию, а участники трудового фронта обделены. Их учет фактически никто не ведет, но их где-то более 22 тысяч. В основном это женщины, которые, будучи детьми, работали на заводах, под станком спали, гранаты тягали. У нас же Казахстан фактически был арсеналом фронта – 9 из 10 пуль были отсюда. Я сама врач на пенсии, знаю, что когда в детстве такие нагрузки, потом они не могли родить. Пенсия у них маленькая, льгот нет, и уже нет сил за собой смотреть, детей нет, поэтому мы пытаемся им помочь.

Мечта Райхан Жапархановой – открыть для ветеранов центр досуга в черте города, где они могли бы общаться за чашкой чая, делиться воспоминаниями, играть в шахматы, рисовать, общаться. Ведь именно такого общения им больше всего не хватает.

Алматы