Сергей Харченко: казахстанская журналистика осталась без руля - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сергей Харченко: казахстанская журналистика осталась без руля

Сергей Харченко: казахстанская журналистика осталась без руля

Главный редактор газеты “Костанайские новости” Сергей ХАРЧЕНКО был признан победителем конкурса среди работников СМИ “Независимость Казахстана и Лидер нации” в номинации “Лучшая статья в газетах и журналах”. Лучшей признана серия очерков “Это наша история. Это наша память”, которую журналисты издания написали о руководителях Костанайской области разных времен.

  • 22 Декабря 2016
  • 1895
Фото - Caravan.kz

Об акимах у нас писать как-то не очень принято. Пока они у кормила власти – вроде бы неудобно, за подхалимаж примут. Когда в отставке – вроде бы не актуально. Тут редакция решила иначе. И получилось интересно. Причем настолько, что очерки собрали в одну книгу. Получился неожиданный срез, по которому можно отследить роль личности в истории региона и саму историю.

О роли журналиста в этой самой истории и в формировании гражданского общества, о том, что такое сегодня журналистика, чем она была и куда движется, мы поговорили с победителем. Благо было о чем – Сергей Харченко имеет журналистский стаж 40 лет. Из них почти 30 лет управляет "Костанайскими новостями". 

О победе

– Сергей Васильевич, как проект придумался и как воплощался?

– Инициатором его была наш журналист Людмила Фефелова, я ее сразу горячо поддержал, потому что увидел в этих руководителях смертных людей, не лишенных человеческих недостатков.

Дело в том, что власть не успевает решать те проблемы, которые ожидает от нее народ. И те, кто ответствен за решение вопросов, подвергаются тщательному анализу. За ними следят, находят в их работе много изъянов и на этой основе ругают. А ведь они пытались что-то полезное сделать для Костаная. Условия, в которых они работали, были непростыми: начальный период становления Казахстана, развал Советского Союза, за чем последовала дестабилизация экономической и политической жизни государства. Этим руководителям было ой как несладко. Я со всеми лично знаком. И про каждого могу сказать, какой он человек и руководитель. Исходя из этого и родилась идея рассказать об этих людях в больших очерках, не приукрашивая, как иногда мы любим делать, особенно когда за это деньги платят. (Как вы поняли, я говорю о госзаказе, за который нас ругают.)

После двух-трех выпусков пошли звонки одобрения, подсказок, критики. Мы не ожидали такого всплеска активности со стороны читателей, такой реакции. После этого создали экспертную группу, она подбирала героев очерков. Мы вели этот проект около четырех месяцев. Около полусотни очерков написали. Не только об акимах.

К примеру, писали о Джамбае Джамбаеве. Поначалу не планировали, потому что он был руководителем области в послевоенные годы, более 50 лет назад. А мы хотели охватить 40-летний отрезок времени. Но это была такая колоритная личность в истории области и республики! Он поехал после войны поступать в ВПШ. Ему говорят: “У вас же совершенно нет образования. Вы – безграмотный человек. Как вы будете учиться в Высшей партийной школе?”. А он говорит: “Эй, когда Джамбай молоко давай, Джамбай был, когда Джамбай мясо давай, Джамбай был, и он был грамотный. А когда Джамбай хочет учиться, он сразу безграмотный”. Но его не приняли. Он записался к Маленкову, попал на прием. И его приняли. Ему тогда было под пятьдесят. Он руководил областью в трудные времена.

– А потом вы собрали все очерки в одну книгу…

– Да, мы подготовили книгу к конкурсу, не ожидая, что возьмем первое место. Работы оценивало строжайшее жюри – члены Союза журналистов и Союза писателей, депутаты мажилиса. Конкурс был объявлен Библиотекой и Фондом Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации. Диплом подписала председатель фонда Дарига Назарбаева.

В книге мы постарались, чтобы рассказы о людях были действительно свидетельством истории. Очерки сопровождаются статистическими данными периодов, о которых идет речь в статьях. Эксперты в различных отраслях высказываются о руководителях области. Эти мнения даже интереснее, чем некоторые очерки. Они знали этих людей и могут говорить о них без прикрас.

– Как планируете распорядиться призовым миллионом?

– Проект выполнялся не Харченко, а творческим коллективом. Никто в обиде не остался.

О журналистике

– Если бы вас попросили составить список проблем в казахстанской журналистике, какие моменты выделили бы?

– Во-первых, это неумение входить в современную жизнь республики и отражать ее более профессионально, чем мы умеем делать. Мы либо ударяемся в сторону критики, начинаем ругать всё и вся, либо, наоборот, начинаем усиленно хвалить тех, от кого зависит решение проблем.

Второе – отсутствие системы подготовки и переподготовки журналистских кадров. Образование журналистов хромает на все четыре ноги, если бы его представляли в качестве лошади. Я сам 20 лет читаю в Костанайском госуниверситете курс “Маркетинг и менеджмент в современных СМИ”. Рассказываю студентам, как зарабатывать деньги при помощи творчества. В группах у меня в среднем по 30 человек. Журналистами становятся 3–4. Причина низкого качества журналистского образования – уровень преподавания в вузах. Есть случаи, когда преподаватели берут деньги за оценки. Нормальный человек никогда не будет требовать деньги за то, что он дает знания. Если берет деньги – значит не дает знания.

– Вы как-то говорили, что разогнали бы журфак в Костанайском госуниверситете…

– В нынешнем его виде – да. Если бы я вам дал почитать типовые планы, которые приходят из министерства, вы бы схватились за голову. Там есть теория, но совершенно нет практики. Кто составлял? Только не журналисты.

– А обществу нужна сегодня журналистика?

– Конечно. Она нужна всегда, любому обществу.

– Как вы оценили бы работу общественных журналистских организаций – Союз журналистов Казахстана, одно время в стране действовал Конгресс журналистов.

– Это сложный вопрос. Бывшего главу Союза журналистов Сейтказы Матаева знал лично, поскольку 26 лет руковожу областным союзом журналистов. И за это время не получил ни одного тенге за свою работу. Как минимум раз в год нужно собирать журналистов, готовить профессиональный праздник, дипломы, представлять на награждение на республику. А Матаеву инкриминировали хищения и дали 6 лет заключения. И сегодня казахстанская журналистика оказалась без руля. Мы встречались с коллегам, и я прямо поставил вопрос: кому поручить управление казахстанской журналистикой? Возможно, пришло время возродить опыт Конгресса журналистов Казахстана.

В свое время велась очень активная работа, мы принимали участие в разработке Закона “О СМИ”, были встречи, выездные семинары, побывали во всех регионах. Тогда в кресле была Дарига Назарбаева. Сейчас она обременена другими важными государственными обязанностями, вряд ли сможет эффективно управлять конгрессом. Но, я думаю, она не откажется оказывать консультативную помощь. Нужно думать, как консолидировать журналистов, настроить систему обучения и переобучения кадров, чтобы это было в тесной связи с вузами республики.

В ближайшее время необходимо созвать Конгресс журналистов республики. А они в свою очередь изберут на демократической основе свое правление, и только правление должно коллективно решать все проблемы журналистов Казахстана.

О гражданском обществе

– Журналисты работают для своих читателей и зрителей. Как считаете, в Казахстане сегодня есть гражданское общество или это просто фикция?

– В Казахстане гражданское общество только зарождается. Общественные институты уже созданы, они работают. Например, общественный совет по СМИ. Демократия не может развиваться без общественных институтов. Последние должны научиться влиять и через свои структуры зарабатывать деньги. Они должны участвовать в проектировании общественной жизни, процессов, управлять ими. Это уже научный подход. А всякая наука должна оплачиваться. Мы живем в условиях рынка, и все наши труды и потуги улучшить то или иное дело должны быть оплачены. Развитие общественных институтов в Казахстане не отстает от уровня других постсоветских республик, в чем-то мы их даже опережаем. Например, у нас есть “электронное правительство”. Это большой плюс. В других республиках этого в помине нет.

– Как вы думаете, какова в этой связи роль журналистики? Влияет ли она на формирование гражданского общества?

– Пока слабо. Почему? Потому что работа НПО настолько завуалирована, они ни с кем особо не делятся опытом. Первый вопрос: откуда они берут финансирование? Имейте в виду, что те проекты, которые инвестируются из-за рубежа, будут отрабатывать свои деньги, играть ту музыку, которую хотят заказчики.

– Точно так же, как и с госзаказом…

– Да, это так. Но без него власть не будет иметь свою общественную трибуну, в оппозиционных изданиях ей не дадут возможность высказаться, а если дадут, то будут диктовать свои правила и условия.

– Как вы думаете, что ожидает журналистику Казахстана в ближайшие годы?

– В течение 10–15 лет мультимедийная журналистика будет активно развиваться, и она получит финансовые притоки. Если СМИ будут жить проблемами общества, авторитет и поддержка общества им будут обеспечены.

Дина КАРИМОВА, Костанай