До конца 2016 года департамент госдоходов Астаны соберет 1 триллион тенге налогов и сборов в государственный бюджет. Об этом сообщил сайт ДГД столицы. По состоянию на 2 декабря до прогнозируемой суммы поступлений, при оставшихся 20 рабочих днях, необходимо было собрать 6,6 миллиарда тенге. Всего ничего. Можно уверенно сказать, что налоговики вполне могут выполнить свой план. У них есть для этого все возможности и рвение. Такие же планы выполнят и их коллеги со всей страны.
Об этом говорится и в аналитической записке комитета госдоходов минфина. Там сказано, что на 1 ноября 2016 года поступления в республиканский бюджет уже выполнены на 98,3 процента к плану. При этом налоги собраны на 102 процента, план по неналоговым поступлениям – это различные штрафы, пени, доходы от госпредприятий – перевыполен: 103,6 процента. Как сказал один из экономистов, в успешной работе налоговых органов практически нет экономики. Одна политика.
Казалось бы, в чем проблема? Государственный орган хорошо работает. Более того, перевыполняет план, активно пополняет казну. Проблема в экономике. В стране кризис. Глава государства постоянно напоминает правительству о том, что нужно экономить бюджетные деньги, они не просто так даются стране. А налоги – это изъятие из бизнеса средств, которые могли бы работать на нужды отдельных предприятий.
Наиболее четко кризис виден по тому, сколько налогов приходит в бюджет. До позапрошлого года сумма налогов в госбюджет стабильно росла – в 2013 году 4,8 триллиона, в 2014-м – 5,1 триллиона. В 2015 году показатели резко сократились – 4,9 триллиона тенге. По итогам 10 месяцев этого года налоги составили 4,6 триллиона тенге. Можно предположить, что по итогам года будет собрано 5,2–5,3 триллиона. То есть на уровне 2014 года.
Рост национального продукта тоже не впечатляет. В 2015 году реальный рост составил 1,2 процента, в 2016 году по благоприятному прогнозу – 1 процент.
Пока главный источник роста для экономики страны – долгожданный Кашаган. 1 ноября 2016 года добыча на местрождении вышла на коммерческий уровень. Но министерство экономики умалчивает, что такой огромный проект не сможет не повлиять на экономику всей страны.
По данным агентства Standard & Poor’s, на нефтяной сектор приходится 20 процентов ВВП, половина доходов бюджета и 60 процентов экспорта. С запуском Кашагана доходы страны и бюджета вырастут, и это создаст впечатление, что у нас все в порядке. При этом доля сырья в структуре производства вырастет еще больше. И это только усугубит ситуацию в будущем.
Такое забывание происходит постоянно. Проблема в том, что в правительстве пока не видят или не хотят видеть, куда пойдет Казахстан в будущем. Есть планы, программы индустриализации, стратегии развития. Но по факту большая часть из них уже не выполнима, так как экономика вошла в полосу кризиса, рост прекратился, началось отставание от планов.
Далеко ходить не надо. Например, одним из главных показателей ГПИИР является рост объемов промышленного производства обрабатывающей промышленности. К 2019 году эти показатели должны были увеличиться на 43 процента. В реальности в 2013 году рост составил 1,9 процента, в 2014 году – 1,1 процента, в 2015 году – 0,2 процента. По прогнозу в 2016 году – 0,4 процента. В итоге на конец 2016-го рост к уровню 2012 года составит всего 3,6 процента. За оставшиеся 3 года он должен составить 39,4 процента. Это просто невозможно.
На этом скромном фоне расходы республиканского бюджета растут просто гигантскими темпами. В среднем на 11 процентов в год. С 2010 по 2016 год расходы бюджета выросли на 94 процента. Практически в 2 раза. В разы опередив рост экономики. Разницу между доходами и расходами наше правительство усиленно покрывает за счет трансфертов из Национального фонда. Заначка на черный день фактически перестала ею быть. Мы ее регулярно проедаем.
С точки зрения экономистов в кризисные годы государство должно наращивать свои расходы, чтобы сгладить резкое падение в экономике. Для этого у страны в благоприятные годы должен быть бездефицитный бюджет. В Казахстане роль подушки безопасности выполняет Национальный фонд. Поэтому с этой точки зрения все, что делает правительство, выглядит правильным и полезным. Более того, вливания через различные антикризисные программы реально помогли избежать более жесткого кризиса. Без этих денег у нас была бы не стагнация, а вполне ощутимое сокращение экономики, которое почувствовал бы на себе каждый житель страны. Вопрос в том, как эффективно используются эти деньги.
Наиболее четкий ответ дало агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. По его данным, в этом году произошел резкий рост коррупционных правонарушений в этом секторе – со 143 до 202 преступлений. В основном фиксируется хищение, злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм. Преступления с участием первых руководителей пресечены во многих госкорпорациях.
По данным экономиста Рахима ОШАКБАЕВА, за последние 9 лет, с 2007 года, прямо или косвенно из бюджета и Нацфонда было влито в госкомпании не менее 33 миллиардов тенге. Возвращено государству в виде дивидендов всего 1,6 миллиарда тенге. Раздутый госсектор также набрал долгов. Сегодня они составляет не менее 24 миллиардов долларов. И без помощи государства они будут иметь сложности в их обслуживании. Это значит сокращение налогов от них и желание их руководства раскрыть Нацфонд для поддержки. Правда, на прошлой неделе премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ объявил, что денег из Нацфонда будет меньше.
– Мы тут просчитывали, что наши “хотелки” на Нацфонд остались такие же, когда цена на нефть была 100 долларов, 115 долларов. То есть мы видим, что уже другая цена, но хотим брать так же, как будто живем при 100, – сказал премьер.
Поэтому главе государства была внесена новая концепция формирования Нацфонда и использования его средств. Эта концепция была им одобрена и начнет действовать со следующего года. Правда, суть концепции премьер не раскрыл.