Функционировать этот маршрут, предполагающий грузоперевозки из Китая в Европу через Казахстан, Грузию, Азербайджан и далее в Турцию, начал только лишь в 2015 году. Но сразу доказал свою состоятельность. Первый же тестовый состав, вышедший из КНР 28 июля 2015 года, проехав по территориям Китая, Казахстана и Азербайджана 4 768 километров, через 6 дней уже был в пункте назначения. Раньше аналогичные грузы перевозились альтернативными маршрутами за 25–40 дней через порты Бендер – Аббас и Поти.
Для популяризации этого транспортного потока главы заинтересованных железнодорожных администраций договорились о проведении гибкой тарифной политики. На встрече в Баку для обеспечения роста транзита по ТМТМ согласованы комплексная ставка и тарифы на 2017 год. Согласно прогнозным показателям, количество контейнерных поездов по данному маршруту достигнет 1 000 единиц к 2020 году.
Также руководитель АО “НК “Қазақстан темір жолы” Канат АЛПЫСБАЕВ провел двусторонние переговоры с генеральным директором АО “Грузинская железная дорога” Мамукой БАХТАДЗЕ и председателем ЗАО “Азербайджанские железные дороги” Джавидом ГУРБАНОВЫМ. Стороны обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия в сфере транспорта и логистики, в том числе в области железнодорожного машиностроения.
А перспективы вырисовываются весьма красочные. Так, во время встречи между АО “НК “Қазақстан темір жолы” и ЗАО “Азербайджанские железные дороги” подписан Меморандум о сотрудничестве по реализации совместных проектов в отрасли железнодорожного машино-строения. Так, уже со следующего года азербайджанские поезда будут тянуть электровозы производства казахстанского завода “Электровоз құрастыру зауыты”. До 2019 года Азербайджан купит 40 электровозов. Как отметил Джавид Гурбанов, по железным дорогам его страны уже курсируют 10 грузовых тепловозов серии “Evolution” производства АО “Локомотив құрастыру зауыты”. Все они были куплены в этом году.
Фото пресс-службы КТЖ