Коммунальщики в Алматы и Астане неожиданно подняли цены на отопление - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Коммунальщики в Алматы и Астане неожиданно подняли цены на отопление

Коммунальщики в Алматы и Астане неожиданно подняли цены на отопление

Зима в этом году пришла раньше обычного. И, похоже, что некоторые коммунальщики, решили нагреть руки на капризах природы.

  • 3 Декабря 2016
  • 3202
Фото - Caravan.kz

Они подняли тарифы за свои услуги. Жильцы в панике, не хотят переплачивать, но и остаться без тепла – перспектива не лучшая. Имеют ли право компании поднимать так тарифы? И как действовать гражданам в условиях “холодной войны” с поставщиком?

Жители поселка Боралдай под Алматы в преддверии отопительного сезона нежданно-негаданно получили квитанции с новыми, повышенными тарифами. При этом компания – поставщик тепла, по словам потребителей, не известила их о грядущем повышении с 1 ноября. А тут и морозы стали крепчать, психологически подталкивая людей согласиться на любые условия, лишь бы не остаться без тепла. Но не тут-то было. Соседи, обсудив ситуацию, решили обратиться в антимонопольный комитет.

– На нашу просьбу разобраться в ситуации антимонопольный комитет сразу же отреагировал, приехали его представители, также были люди из акимата. И мы задали вопрос, почему нам увеличили тариф, – рассказывает местная жительница Валентина СТЕПАНОВА. – Если раньше мы платили по 158,32 тенге, то теперь должны будем отдавать 176,52 тенге, это значительное повышение. И, главное, нас о нем не извещали, мы увидели объявление о повышении, только когда пришли в их офис в кассу, чтобы узнать, что значат эти новые цифры в квитанциях.

Похожая история с внезапно выросшим к зимнему сезону тарифом произошла и в Астане. В антимонопольный комитет обратилась жительница КАДИРСИЗОВА с жалобой на компанию ТОО “Кс-Сәттілік”. Поставщик тепла выставил за октябрь тариф в 280 тенге. При этом в доме, где проживает женщина, отсутствует общедомовой прибор учета.

Эксперты произвели нехитрый расчет, согласно нормам потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, без приборов учета для построек после 1985 года с этажностью более 5 этажей тариф должен составлять 0,0280 Гкал на квадратный метр. Плата за теплоснабжение должна быть 229 тенге.

Астанинская история закончилась благополучно для жильцов, в ноябре был составлен протокол об административном правонарушении: если бы не принципиальность одной жительницы, то так и платили бы граждане по завышенному тарифу.

Но решить вопрос с алматинской компанией – поставщиком тепла, которая завысила тариф, оказалось не так легко. Здесь дело дошло до суда. И, представьте себе, поставщик тепла ТОО “Аят Сервис” подало иск против департамента комитета по регулированию естественных монополий. Жильцы же оказались заложниками ситуации. Судебный процесс идет. И когда он закончится, неизвестно.

Вот как нам рассказали историю о повышенном спорном тарифе в самом алматинском департаменте комитета. “ТОО “АятЭнергоСервис” является субъектом естественных монополий малой мощности. При этом субъект малой мощности вправе самостоятельно изменять тарифы на регулируемые услуги, но делать это он может один раз в год на величину, не превышающую индекс потребительских цен. В случае если грядут такие изменения, субъект естественной монополии малой мощности обязан уведомлять уполномоченный орган с предоставлением информации, указывающей на причины изменения тарифа, не позднее пяти календарных дней со дня изменения тарифа”, – написали нам в официальном ответе.

Что же касается конкретно ТОО “Аят ЭнергоСервис”, то оно, по словам экспертов из департамента, уведомило о повышении тарифов на 11,5 процента. При этом в 2015 году оно также уведомляло департамент и своих потребителей о повышении тарифов на 6,5 процента. По этой причине департамент внес запрет на повышение в этом году, ведь изменение тарифа может проводиться не чаще одного раза в 12 месяцев.

Другое нарушение, которое нашли антимонопольщики, касалось процедур уведомления о возможном повышении самих потребителей тепла. По закону поставщик должен известить потребителей о повышении не позднее чем за 3 дня до введения в действие новых тарифов.

“В предоставленном уведомлении отсутствовал документ, подтверждающий факт уведомления в установленные сроки”, – сообщили нам в департаменте. В результате антимонопольщики установили, что нарушены права потребителей.

По словам жильцов, сейчас вопрос о повышении тарифа завис в воздухе. Но точку в этом споре должен поставить суд.

АЛМАТЫ