– Идти на роды просто для того, чтобы пощелкать фотокамерой, когда моя малышка появится на свет, было глупо, – признается мой муж, “рожавший” нашу маленькую дочь Вареньку вместе со мной. – И я задолго до того, как нам предстояло поступить в роддом, стал думать о том, чем же смогу быть там полезен.
Запланированная мною в 43 года беременность вызвала много эмоций у близких и друзей. Подруги откровенно крутили пальцем у виска: мол, внуки от старшего сына скоро пойдут, а ты с пеленками возиться собираешься. “Умные” коллеги пытались читать лекции об опасности родов в возрасте, который и репродуктивным-то уже не назовешь. Мама моя рыдала, но рожать не отговаривала, мол, будь что будет, девочка ты уже очень взрослая. И только врачи были неуклонными оптимистами: раз удалось забеременеть накануне климакса и анализы в норме, значит, природа берет свое. Все будет хорошо!
На девятом месяце беременности нервы стали сдавать у меня, я плакала по ночам в подушку, а муж гладил по спине и говорил, что боится события еще больше, чем я. И мы засыпали, обнявшись.
Все страхи куда-то пропали, едва начались схватки – ночью накануне праздничного дня, когда весь город мирно отсыпался и работали только те, кто был на сменах. “Скорая” отвезла нас в городской родильный дом Кызылорды, меня, корчившую от первых схваток нелепые рожицы, осмотрела врач в приемном покое и сообщила, что вполне нормально начинается родовой процесс. После осмотра отвели в родильный блок, Леон остался ждать, когда его допустят туда же как партнера.
Партнер. Правило первое
До партнерских родов допустят не любого. Будь это муж, свекровь, мама, подруга роженицы, любой из этих людей должен быть визуально оценен дежурящим в приемном покое врачом. Документы, удостоверяющие личность, этот человек врачу тоже предъявить обязан. Если у потенциального партнера роженицы есть хоть малейшие признаки опьянения или какой-либо болезни, то его не пустят дальше порога роддома. Также врачи предупреждают, что на время присутствия в роддоме он должен расстаться с такой дурной привычкой, как курение, бегать без конца в курилку не позволят, и плохие черты характера, такие как скандальность или истеричность, проявлять тоже нельзя. Выставят вон тут же.
Родильный дом Кызылорды похож на поезд дальнего следования Москва – Владивосток. Удобств здесь минимум, коммуналка расшатана, воды горячей в кранах нет, душевых, кулеров тоже. Поэтому будущие мамаши запасаются грудами влажных салфеток, приносят с собой электрочайники. Есть альтернатива – рожать в областном перинатальном центре, оснащенном по последнему слову науки и техники. Но все женщины Кызылорды знают, что в горроддоме самые высококлассные врачи в регионе и коллектив настолько слаженный и четко работает, что случаев материнской смертности здесь не бывает. Не теряют тут рожениц. Родить благополучно хочется, и мы выбираем именно роддом.
Палата для партнерских родов походит на номер во второразрядной гостинице – кушетка для роженицы, кресло для партнера, стол, теплый ковер на полу, это если хочется ходить босиком, санузел. Минут через десять после того, как туда привели меня, пустили и Леона. И тут появилась она – “восьмое чудо света”. Красавица акушерка, которая добавила нам уверенности в том, что все идет как надо. Девушка широко улыбнулась и четко, как дикторша телевидения, произнесла:
– Здравствуйте, я ваша акушерка! Сегодня именно я помогу вам сделать как можно более комфортным и понятным одно из самых важных событий жизни – появление на свет вашего малыша. Вот здесь, на специальной доске, мы сейчас нарисуем сценарий ваших родов, мамочка, а вам, папа, я расскажу, чем вы можете помочь своей жене, чтобы облегчить ей боль схваток. Вы готовы поработать над сегодняшним событием?
Мы были готовы и благодарны акушерке за внесенную в ситуацию ясность, внимательно выслушали, как в идеале должны пройти роды. Леон изучил пособие для пап, где показывалось, какие нужно с роженицей выполнять упражнения, чтобы сделать схватки менее болезненными. Нам выдали большой гимнастический мяч, упругий пуф, и мы взялись за дело. Каждую схватку муж буквально взял под свой контроль, массировал мне спину, поддерживал во время упражнений с мячом. Мы не заметили, как прошло около трех часов.
Партнер. Правило второе. Сострадая – помогай
Медики ждут от партнера роженицы реальной помощи. Когда женщине трудно, больно, страшно, именно близкий человек поможет успокоиться, сосредоточиться на главном и принять меры к лучшему. Если врачами, акушерами даны конкретные инструкции, самое лучшее, что может сделать партнер, – следовать им. К слову, в палате для партнерских родов, как правило, есть электронное оборудование, необходимое, чтобы наблюдать за состоянием мамы и малыша. Чтобы оборудование не сбивалось при работе, все гаджеты лучше выложить из карманов и выключить. А с собой принести легкий перекус. Это могут быть яблоки, шоколад, минералка. Ведь в роддоме паре предстоит провести вместе несколько часов.
Медиками контролируется во время родов всё. Когда по идеальному сценарию схватки у меня должны были усилиться, но этого не произошло, в нашей палате появилась врач-гинеколог и объяснила, что в этот момент схватки можно простимулировать, поставив капельницу с сокращающим препаратом, чтобы все шло, как надо. Мы с Леоном тут же согласились с этим, ведь кому, как не врачу, лучше знать, что предпринимать в нужные моменты. Меня уложили на кушетку, хотя стоя схватки переносить легче, подключили к электронной системе контроля над матерью и ребенком, монитор стал показывать какие-то цифры, из аппарата побежала бумажная лента с диаграммой. Врач объяснила Леону, что все эти цифры означают, осталась довольна сердцебиением малышки. Мне строго наказала не кричать, когда схватки усилятся, а глубоко дышать. Ребенку нужен кислород, ибо рожать будем очень скоро.
Что такое родовые схватки каждые две минуты, рассказать трудно. В какой-то момент мне показалось, что больше я их не выдержу, сказала мужу, что хочу с ним попрощаться. Он позеленел лицом, но просьбу мою выполнил. Мы обнялись, сказали друг другу слова любви. Стало легче. В это время снова появилась доктор, акушерка стала на столике раскладывать какие-то инструменты, на пеленальном столе сложила стопочкой пеленки. Еще один осмотр, и врач объяснила мне, что “сейчас мы будем тужиться”.
– Тужьтесь старательно, – предупредила доктор, – потому что я вам даю всего две попытки. Максимум три. И мы за это время должны родить. Ребенку труднее, чем вам. Вы хотя бы понимаете, что с вами происходит.
Эти три с половиной минуты, ушедшие на две старательные потуги, вслед за которыми раздался странный шлепающий звук и мир услышал писк моей Варюшки, запомнились, как отрывок из фильма. Я дышу так, как будто выдавливаю из себя мячик. Доктор говорит: “Молодец! Здорово! Она идет!”. Восклицание мужа: “Вот-вот-вот-вооооот!”. И тут же под ребрами странная пустота, акушерка обсушивает пеленкой нашу кроху и аккуратно кладет мне на живот.
Девочка первозданной красоты – со сморщенным личиком, отекшими глазками, тоненькими пальчиками, кожей в белых пятнышках – чмокает губами и вздыхает. Ее папа падает на колени рядом с кушеткой, прикасается указательным пальцем к пяточке дочери и… восхищается: “Она прекрасна!”.
Когда я уговорила мужа пойти домой, девочку уже осматривал неонатолог, у меня благополучно вышел послед, и акушерка, поздравив нас с благополучным рождением малышки, порекомендовала немного отдохнуть. Скоро нас с дочкой переведут в общую палату. Леон ушел, обещав тоже отдохнуть после испытания, но потом признался, что еще сутки не мог толком спать и есть. “Не получалось воткнуться в реальность”, – сформулировал он. И признался: “Моя любовь к тебе после рождения Варюшки стала другой. Как будто мы вместе пообщались с Богом. И он благословил меня на жизнь ради тебя и дочери”.
Партнерские роды. Несколько женских секретов – специально для мужчин
Не каждая жена или подруга готова разрешить своему мужчине присутствовать во время ее родов. Дать мужчине возможность присутствовать во время родов для женщины – это как для собак показать свое мягкое розовое пузико – высший акт доверия. Поэтому не стоит бесконечно напрашиваться, если вам один раз сказали “нет”. Сделайте выводы из этого отказа и в дальнейшем безапелляционное доверие к своей персоне постарайтесь завоевать настоящими мужскими поступками.
Для мужчины признаться, что вы не готовы вместе рожать, – это совсем не поражение и не диагноз для семьи. На самом деле мы, женщины, знаем, что мужчины, в силу ряда причин не желающие присутствовать на родах, считающие это сугубо женским делом, могут быть прекрасными, нежными, любящими, включенными в воспитание отцами и очень надежными мужьями. Любовь мы чувствуем сердцем.
КЫЗЫЛОРДА