На момент обсуждения на этой неделе документ содержал пять поправок от депутатов. Среди прочих законопроект предусматривает норму об эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
Член рабочей группы по рассмотрению законопроекта, председатель Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана Владимир КУРОПАТЕНКО обеспокоен бесконтрольностью использования дронов, как называют в просторечии беспилотники.
– Сегодня полеты воздушных шаров, беспилотников и дельтапланов никем не контролируются, завтра не дай бог полетят над парламентом и что-то сделают. Они должны контролироваться, иметь разрешение на полеты. ПВО, КНБ, прокуратура должны следить за ними. На этом маленьком летательном аппарате можно что угодно сбросить, даже маленькую бомбочку. Поэтому надо не только правила разработать, но и полеты ужесточить, – считает Куропатенко.
В прошлом году в интервью “КАРАВАНУ” глава ассоциации дал оценку “неуд” состоянию дел в отечественной авиаотрасли. Спустя год кардинальных перемен эксперт не видит и по-прежнему считает, что комитет гражданской авиации (КГА) должен стать органом госуправления, а не органом госрегулирования.
– Сегодня прежде, чем принять решение, комитет идет к курирующему замминистра (министерства инвестиций и развития. – Прим авт.), потом туда-сюда, в итоге выхолащивают всё, что дают эксперты, – сетует Владимир Куропатенко, у которого было немало вопросов и к главе КГА. – А Бекен Канелович (СЕЙДАХМЕТОВ, председатель КГА. – Прим. авт.) оказался нормальный парень, вменяемый. Но проблема в том, что, когда его долбят, у него все мысли уходят. А так мы спокойно посидели, обсудили. Но он немного не понимает основные задачи.
По мнению руководителя ассоциации авиаперевозчиков, властям нужно принять Воздушный кодекс.
– Я был председателем рабочей группы в Верховном Совете КазССР, мы сделали Воздушный кодекс, но наш парламент разогнали… Надо немедленно начать работать над ним. Нужно собственное законодательство (в сфере авиации. – Прим. авт.), мы суверенное государство. Введите единый документ для России, Киргизии и Белоруссии, с которыми у нас общее воздушное пространство, и туда всё включите. К примеру, сейчас назрел вопрос о воздушных дебоширах. Россия уже внесла соответствующие поправки у себя в законодательстве, и нам надо, – отмечает Владимир Куропатенко.
Советник президента авиакомпании “Эйр Астана” Ержан РАХМЕТОВ не видит в этом необходимости.
– Во всем мире давно унифицировано авиационное законодательство. Если бы мы летали только на казахстанских самолетах, то другое дело, но в эйрбасах и боингах все техническое сопровождение на английском и соответствует международному законодательству. Какой смысл Казахстану вводить собственные авиационные законы? Авиационный бизнес – это международный бизнес. Сегодня у нас работают 3–4 авиакомпании, и я считаю, что Казахстан со своим законодательством не готов регулировать их деятельность, поэтому нужно ориентироваться только на международное законодательство, и этого достаточно, – уверен Рахметов.
Другой проблемный вопрос – безопасность полетов, связанная со здоровьем пилотов. В законопроекте предлагается установить штрафы для авиационных медэкспертов, нарушающих требования по освидетельствованию летчиков, в размере 100 МРП, за повторное нарушение – 200 МРП.
Глава КГА привел международную практику в этом вопросе.
– В настоящее время во всех крупных странах такие меры: если медицинский персонал нарушил, скрыл, допустил летный персонал к работе, если какие-то последствия будут, то налагаются очень крупные штрафы в размере от 20 до 250 и более тысяч долларов, вплоть до уголовной ответственности до 5 лет. У нас, по статистике за 2014–2016 годы, было 130 случаев сокрытия заболеваний со стороны врачебных летных комиссий, – сообщил Бекен Сейдахметов и напомнил о страшной трагедии в Альпах, когда потерпело крушение воздушное судно Lufthansa. – 150 человек погибли, пилот психически ненормальный был. Потом выяснилось, что было сокрытие. Были и другие случаи, которые привели к жертвам пассажиров.
Однако депутат Тарас ХИТУОВ предложил снизить суммы штрафов в два раза.
– Я считаю, что установленный штраф является значительным для впервые вводимой ответственности. Заработная плата персонала западных компаний, иностранных компаний несоизмерима с заработной платой нашего летного состава, – высказался мажилисмен.
Доводы депутата парировал глава Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана.
– У нас очень много случаев, когда эксперты допускали к полету пилотов с больным сердцем. На моих глазах второй пилот, который проходил предполетную комиссию, дошел до самолета и умер. Я считаю, что не только штраф, а надо немедленно освобождать от занимаемой должности и никогда больше не допускать таких врачей-экспертов. Точку поставить. Рискуют жизнью людей, вы понимаете? Ну как больной человек-летчик будет летать? – резонно заявил Владимир Куропатенко.
В итоге депутаты решили оставить предложенные КГА размеры штрафов.
Между тем, как сообщил нашей газете “главный авиатор” республики, в этом году Казахстан, по оценке Международной организации гражданской авиации ИКАО, достиг показателя уровня безопасности полетов в 74 процента, приблизившись к среднеевропейскому уровню – 76. Из 191 страны, входящей в ИКАО, наша страна сейчас находится на 66-м месте, проинформировал Бекен Сейдахметов.