Банда нюхачей. 20 лет назад ОПГ наводили ужас в Кызылорде - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Банда нюхачей. 20 лет назад ОПГ наводили ужас в Кызылорде

Банда нюхачей. 20 лет назад ОПГ наводили ужас в Кызылорде

В 1996 году в Кызылорде полиция выявила и задержала первые 8 организованных преступных групп – ОПГ, нападавших на жилье горожан с целью грабежа, не гнушаясь и убийствами. Обезвредили в их числе и группировку, которая лишила жизни из-за денег старика-процентщика.

  • 15 Ноября 2016
  • 4483
Фото - Caravan.kz

Впервые я увидел их во время обхода квартир трудных подростков с инспектором по делам несовершеннолетних. Было уже далеко за полдень, а в этой, в общем-то, уютной комнате прямо на полу вповалку спали около десятка подростков и юношей. Я ахнул: лица и руки в крови!

– Какая кровь, – устало сказал участковый. – Ацетон нюхали. Вот банки стоят.

Действительно, прямо около постелей стояли открытые банки с темной краской для пола, похожей на засохшую кровь.

“Нюхачи”, “чухоморы”, вспомнил я названия наркоманов, использующих ацетон, бензин, клей и другие вонючие вещества вместо дорогих и редких тогда наркотиков.

Обалделые со сна и от “дури” парни едва соображали, что перед ними полицейские. Участковый проверял своих – старших парней. Один из них, 30-летний Канжар Б., оказался отцом двоих детей. Его уже дважды судили за кражи в Алматы и Байконыре. Он был под надзором полиции и водиться ему с подростками вроде было поздно. Его ровесник, Ринат А., числился предпринимателем и пока еще не был судим.

– И вы, Максим и Стас, опять здесь? Мало вам было отсидки в малолетке? Теперь во взрослую зону захотелось? Кажется, тебе, Макс, на днях 18 исполнилось? Значит, запросто угодишь, если не прекратишь, – так же устало и заученно повторял за участковым инспектор. Максим слушал его, как надоевшую музыку. Он глянул на нас исподлобья – мурашки побежали по спине. Глаза – что свинцовые кругляши – без мысли и смысла.

Если бы знать, как недалека от истины была моя интуиция! Полицейские поворчали на парней, но повода для задержания не нашли. Компания знала это и вела себя нагло. Был составлен очередной протокол об очередном же нарушении тишины в доме.

– А зачем же они тут собираются?

– Видели же – краску нюхали, водку пили, музыку играли. Потом спали. Хата удобная – взрослых нет.

Не прошло и недели, как по Кызылорде поползли слухи о жутком ограблении и убийстве. А потом оперативники задержали убийц – ту самую компанию нюхачей-чухоморов. Оказалось, в той “хате” они не только “музыку играли”…

Опасная банковская деятельность

Добротный дом на тихой улице Шевченко, на задворках городской больницы. Высокий забор. Железные ворота. Крепость, в которой много лет жила пожилая супружеская пара. Сосед по имени Балабай мартовским утром только что выписался из этой больницы. Он тихонько шел мимо забора и вдруг услышал женский плач и крик:

– Балабай! Спаси!

– Эй, Фарида-апа, калай жагдай? Все ли в порядке? – спросил Балабай. Он с трудом открыл чем-то заклиненную калитку и увидел на пороге дома связанную соседку. Мужчина разрезал веревки, снял с ее головы тряпку. А женщина плачет: “Посмотри, что с Талгатом!”. Бросился Балабай в дом, а там неподвижное тело хозяина, снял с его головы подушку – увидел синее мертвое лицо, страшный отпечаток утюга на груди – и выбежал во двор. Там на крики уже сбежались соседи, прохожие… Вскоре подъехала оперативная группа, начала выяснять подробности случившегося.

Не в первый раз входили полицейские в этот дом. Фарида-апа и Талгат-ака два года назад пережили, как им казалось, самую страшную беду. Средь бела дня кто-то выдрал раму в окне кладовки, открыл замок на двери в комнату и нашел все самые тайные схоронки хозяйки.

У какой женщины нет золотых колец, сережек, браслетов! Много лет копили дедушка с бабушкой деньги для подрастающих внуков. Всё утащили воры! Остались на полу обертки от пачек с деньгами и золотых украшений с надписями: “Внуку на учебу”, “Внучке на свадьбу”.

Пропала и вся дедова бухгалтерия. Соседи знали, у кого можно в случае острой нужды занять денег: Талгат-ака раньше рубли, потом тенге под проценты ссуживал. Этакий кредитный банк на дому. Зачем-то забрали и самое главное в работе старика – стопку чужих домовых книг и других документов, которые он оставлял в залог. Почти на 700 тысяч тенге добра и денег пропало тогда, по тем временам огромная сумма!

Можно было прекратить старику “банковскую деятельность” и жить спокойно, но так хотелось им помочь сыну и дочери внуков на ноги поставить! Да и бизнес привычный, хорошо поставленный – торговля семенами овощей. И проценты старик получал приличные. Начали супруги еще старательнее работать. Талгат-ака по памяти восстановил свои записи. Да и добрый человек помог – давний знакомый стариков, свой человек – хозяин чайханы Ринат. Фарида-апа попросила его: “Ты, Ринат, многих в городе знаешь. Поспрашивай, может, кто знает, у кого документы. Деду надо возвращать их людям”.

Через несколько дней Ринат пришел: “Фарида-апа, узнал, у кого ваши документы. Только 30 тысяч тенге просят за них”. У стариков после ограбления таких денег не было. Еще не накопили. Поторговались с Ринатом – согласился он на 28 тысяч. Из принесенных документов сыпался песок. Пахли они сыростью. В землю, что ли, были зарыты?

Снова каждое утро спешили старики на базар. Не продашь весной семена – летом кому они нужны? Дом и ворота теперь запирались на все запоры. Хозяева боялись любого шума, подозрительного звука. И все-таки…

Черный день

Однажды рано утром Талгат-ака вынес золу во двор, высыпал и пошел обратно. Вдруг трое в черных масках схватили его прямо на пороге, заорали. Один приставил старику нож к горлу. Другой пистолетом размахивает. Матерятся. Требуют сказать, где деньги, золото. Один бандит вбежал в спальню, ударил несколько раз Фариду пистолетом, стал тоже требовать золото. “Нету ничего! – заплакала апа. – Всё уже украли до вас”. Бандит закрутил ей голову платком, связал по рукам и ногам, стал греметь дверцами шкафов. Женщина со страхом прислушивалась, что делают с мужем в соседней комнате.

– Какое золото? – слышался хрип Талгата. – Его давно украли.

Мат, стоны… Женщина поняла: мужа пытают.

А ему на голову натянули наволочку, завязали ее шнуром на шее. В ответ на каждую мольбу о пощаде шнур закручивали все туже и туже. Старик хрипел, но не сдавался. Один из грабителей принес утюг, раскалил его и стал прижигать ноги жертвы. Талгат-ака удерживал стоны, чтобы не пугать жену. Не выдержав пыток, старик сказал, где тайник, – в газовой плите. Бандит вытащил деньги, не считая, сунул их в карман. Нечем дышать… Веревка душит горло. И снова утюг жжет ноги! Талгат назвал еще один тайник – на печке-контрамарке. Зашуршала бумага… забрали. Крикнула и замолкла Фарида-апа. Убили? Раскаленный утюг поставили на грудь старика. Он называет последний тайник – книжная полка. Хлопают дверцы шкафов, падает что-то на пол. Мат… Старика схватили за шиворот, потащили в комнату: “Показывай, где тут деньги!”. Он на ощупь ткнул в нижнюю полку и упал на пол, теряя сознание.

Фарида-апа услышала: умолк муж, потом затихли голоса и шаги чужаков. Женщина скатилась с кровати, застонала от боли. Кое-как доползла до лежащего на полу мужа – он не шевелился. Выползла на порог, закричала отчаянно…

Это все, что узнали оперативники, приехавшие к месту происшествия. Осмотр его тоже дал немного. Отчаянно плакали Фарида-апа и прибежавшая в родительский дом, получив черную весть, ее дочь.

Все вещдоки – бельевые веревки, снятые с шеи задушенного хозяина дома. Как по ним определить убийц? Началась кропотливая работа, то, что полиция называет следственными действиями: подворные обходы, опросы всех, кто может хоть что-то знать, тщательный осмотр места происшествия.

Ворье редко лезет в чужой дом без наводки

Месяц тянулся за месяцем, на все вопросы в уголовном розыске уныло отвечали – ничего нового! И вдруг почти через полгода таинственно – есть наметки!

Оказалось, по почерку преступления уголовный розыск сразу заподозрил одну теплую компанию, собиравшуюся в чайхане давнего “благодетеля” стариков – вернувшего им домовые книги Рината. Кто-то видел в то раннее утро его “Жигули”, стоявшие недалеко от дома стариков. Кто-то запомнил парня, так похожего на того, кто бил связанную женщину пистолетом по голове. Он частенько болтался в чайхане и у дома Рината.

В сарае нашли окурки – там явно сидели в засаде те трое в масках, что ворвались вслед за стариком в дом. За забором валялись бутылка из-под водки и стакан. Биологический анализ, отпечатки пальцев – доказательства накапливались.

Значит, неизвестные сидели в сарае, следили за домом и поджидали, когда кто-нибудь выйдет из него. Кто знал, что старики встают рано? Соседи, друзья, родные. Не чужие же!

Действующие лица были вычислены, определен и мозг группы – чайханщик Ринат. Но конкретных улик против него найти было нелегко, а спугнуть и взять лишь исполнителей – проще простого. Ринат бывал в доме, брал у старика деньги в долг и числился в друзьях дома после того, как два года назад за 28 тысяч тенге вернул домовые книги.

Сыщики твердо знают, что ворье редко лезет в чужой дом без наводки, и ищут преступника, как это ни печально, среди родных и знакомых потерпевших.

И вот наступил час расплаты. Чайханщика Рината сначала задержали для досмотра на загородной трассе и обнаружили в его машине более килограмма марихуаны. А дальше расследование покатилось как по маслу.

Хотя друзья явно были хорошо проинструктированы, как вести себя на допросах, чтобы выглядеть не ОПГ – преступной группой с лидером, заранее планировавшим преступление, а невинными овечками, которым вдруг во время обычной пьянки влетела в голову идея пойти “кинуть Фариду”, о которой они и слыхом не слыхали.

В деталях они все равно путались, как ни старались отвести подозрения от своего лидера. Обычно именно организаторы таких преступлений уходят от наказания, свалив вину на исполнителей. Перекрестные допросы, очные ставки выявили истину.

При обысках (почти все работали у чайханщика, хоть и числились безработными) нашли вещи, украденные в доме во время разбоя. Бандиты уверяли, что шли на дело с игрушечным пистолетом. Но раскололся один из них и показал, где вместе с главарем после преступления зарыли настоящий пистолет Макарова и патроны к нему.

Больше года за каждую тысячу тенге

На скамью подсудимых сели пятеро. С тех пор как они ловили кайф от запаха краски, уже у троих появилось криминальное прошлое, по два-три раза побывали на скамье подсудимых.

Они сидели в зале суда в клетке, такие тихие, скромные – просто добрые разбойники из сказки! Те самые, что грабят богатых и отдают добычу бедным. Жалобно смотрели на судей и в последнем слове просили прощения у плачущих женщин, потерявших мужа и отца, замученного ими до смерти. В общем, “совсем раскаялись”. И Рустем А., который бил старую женщину пистолетом, и Максим Ш. с Канжаром Б., прижигавшие старику “только одну ногу”, – смягчающее обстоятельство!..

Первую кражу в доме стариков “берет” на себя водитель замеченных у дома “Жигулей” Стас Л., хотя на следствии было точно установлено, что ограбили стариков, забрав все деньги и золото, двое: этот самый Стас и… друг дома Ринат, которому мало было первой добычи – 655 тысяч тенге.

Оригинально делили воры добычу: почти миллион тенге – организатору и его приближенным уголовникам поровну. А тому, кто носился с пистолетом и утюгом и замучил старика насмерть, – Максиму Ш., – 10 тысяч. И из шестерок он получает самый большой срок наказания – 14 лет лишения свободы. Больше года за каждую тысячу тенге. Но чем оценить мучения и смерть пожилого человека?

“Друг дома” Ринат А. так и не признает себя организатором банды, но суд находит, что следствие правильно установило его роль в создании преступной группы, поэтому и приговаривает его к 17 годам лишения свободы.

После каждого такого судебного разбирательства родные осужденных начинают рассказывать, какими хорошими были их сыновья. Это нехорошие чужие втянули их милых мальчиков в грязное дело. Обычно уверяют, что полиция “повесила” на невинных преступление. Конечно, стыдно сказать, что твой сын вор, бандит, садист, пытающий стариков.

Часто приходится читать, что виновниками грабежей, нападений на прохожих и, конечно же, погромов являются люди той или иной национальности. В этой ОПГ был вроде полный интернационал. Юристы уверяют, что у преступников нет национальностей. Таких нелюдей без чести и совести объединяют лишь беспредельная жадность, лень и желание прожить за чужой счет. А что им чужая жизнь! Пустяк! Помеха в получении удовольствий.

КЫЗЫЛОРДА