При грамотном подходе она, напротив, способна решить не только квартирный вопрос тысяч казахстанцев, но и стать настоящим локомотивом, способным долгие годы тащить экономику всей страны.
Вкратце напомним: разработать такую программу, которая обеспечит каждого казахстанца крышей над головой, поручил 9 сентября на расширенном заседании правительства Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Менее чем за два месяца концепция “Нурлы Жер” была написана и вынесена на суд экспертов.
– Я не совсем понял, прочтя эту концепцию, в чем же главная цель программы. Сложилось впечатление, что главная цель – построить 1,5 миллиона жилищ. Я считаю, что если мы говорим с точки зрения экономики, с точки зрения нашего развития, то надо перед программой “Нурлы Жер” ставить три задачи. Первая – повышение благосостояния граждан. Это выражается через увеличение доступности жилья. К сожалению, я не увидел в концепции ни одной цифры, характеризующей, насколько доступным станет жилье. Сейчас в Астане трехкомнатная квартира стоит в среднем 20 миллионов тенге. Сколько будет стоить такая квартира через 5 лет после начала программы “Нурлы Жер”? Вторая задача – влияние на экономику, понятно, что здесь надо рассматривать 2 аспекта – строительство и производство стройматериалов, и если со строительством еще более-менее понятно, то сектор производства стройматериалов никак не затронут. Третья задача – стимул предпринимательской активности. Но если просто построить 1,5 миллиона жилищ, то активизируется только сектор операций с недвижимостью, – говорит председатель правления Казахстанского института развития индустрии Айдын КУЛЬСЕИТОВ.
По мнению эксперта, все слабые места концепции обусловлены тем, что разрабатывал ее только лишь комитет строительства министерства национальной экономики РК. А программа “Нурлы Жер” между тем гораздо больше, чем просто стройка, и думать о ней должны все, в том числе – Нацбанк.
– Программа изначально хорошая, но так как она идет из механизма дорогого кредита и просто через субсидию, то не решает самую главную проблему – доступности кредитования, доступности жилья и качества экономики. Кредиты под 15–17 процентов, хоть как вы их субсидируйте, они, во-первых, искажают рыночную стоимость самого объекта. Во-вторых, такая программа помогает не столько производителю и покупателю жилья, сколько финансовому сектору. В-третьих, сегодня есть субсидия, а завтра ухудшится ситуация, и ее не будет. То есть здесь нет стабильности выделения субсидий. Также постоянно возникают вопросы администрирования: то есть этому дам, этому не дам, – говорит о главной проблеме концепции “Нурлы Жер” Айдын Кульсеитов.
На слишком большую зависимость конечного результата “Нурлы Жер” от воли чиновников обращает внимание и руководитель молодежного движения “Болашак” Даурен БАБАМУРАТОВ.
– Программа “Нурлы Жер” предполагает выделение 600 тысяч участков, и очень важен вопрос прозрачности выделения участков. Если завтра все это упрется в какие-то коррупционные схемы, то никакого положительного эффекта эта программа не даст, – считает он.
Но в целом эксперты надеются, что по итогам “Нурлы Жер” казахстанцы обзаведутся собственным жильем и самое главное – верой в светлое будущее.
– В Кызылорде в рамках пилотного проекта уже началось выделение 6 600 участков под индивидуальное жилищное строительство. Самый главный эффект, который даст программа, невозможно просчитать. Это социальный оптимизм. Мы видим его уже в Кызылординской области, – отмечает общественный деятель, кандидат экономических наук Талгат АБДИЖАППАРОВ.
А для того, чтобы “Нурлы Жер” оправдала все возложенные на нее надежды в вопросах стимулирования развития экономики, регулирования миграции и повышения благосостояния каждого гражданина Казахстана, надо, в общем-то, не так уж много: подключиться к ее доработке всем – и независимым экспертам, и представителям самых разных ведомств. Общественники уже выразили готовность к обсуждению и планомерной работе. Дело за чиновниками.
АСТАНА