Руководитель проекта, доктор медицинских наук, академик НАН РК Марат КУЛМАНОВ сообщил, что клинические исследования препарата ФС-1 проводятся в полном соответствии с международными стандартами. Министерство здравоохранения и фармакологический комитет Киргизской Республики дали добро на проведение его клинических исследований еще в 2013 и 2014 годах. При этом во время исследований все больные, как обычно, принимали стандартное лечение, а в дополнение к нему одна группа больных всегда принимала испытываемый лекарственный препарат ФС-1, а другая – плацебо, то есть нейтральную субстанцию.
По словам научного руководителя проекта, в соответствии с заключениями, сделанными киргизскими врачами, смерть двух больных в 2014 и 2016 годах наступила вследствие осложнений, вызванных основным заболеванием – туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ). А при нем даже с учетом всестороннего лечения обычно погибает каждый второй больной.
– Как оказалось, – говорит Марат Кулманов, – умершие в Киргизии больные состояли в группе принимавших плацебо (нейтральную субстанцию), а не ФС-1. При этом у одного из них были зарегистрированы побочные эффекты на действие широко применяемых для лечения туберкулеза препаратов циклосерина и протионамида. А известно, что общепринятые противотуберкулезные препараты обладают множеством серьезных побочных явлений.
Как сообщили разработчики, препарат ФС-1 был зарегистрирован министерством здравоохранения и социального развития РК в качестве готового лекарственного средства 8 апреля 2015 года. За семь лет в его клинических испытаниях в Казахстане и Киргизии приняло участие около 400 больных туберкулезом легких с множественной лекарственной устойчивостью, в том числе 70 – в Киргизии. За все время клинических исследований ни в Казахстане, ни в Киргизии не было зарегистрировано ни одного серьезного побочного явления при применении ФС-1. Смертность в процессе приема ФС-1 составила ноль процентов.
Кстати, с мая 2016 года исследования ФС-1 в Киргизии прекращены. Но проектная группа планирует их расширение в других странах, к примеру, в России и Индии.
На вопрос, проводились ли доклинические исследования ФС-1 на животных, например, в Национальном центре проблем туберкулеза МЗСР РК, председатель правления АО “Научный центр противоинфекционных препаратов”, доктор химических наук Александр ИЛЬИН сообщил, что было проведено четыре исследования, одно из которых дало отрицательный результат. Но это никоим образом не помешало продолжить испытания препарата на людях.
Кстати, по словам разработчиков препарата, в его состав входят такие составляющие, как йод, иодид калия, а они, как известно, в медицине не рекомендуются для применения внутрь при туберкулезе легких. Тогда чем обосновано его применение во фтизиатрии? Так или иначе этот случай со скандальным лечением киргизских пациентов пока вызывает больше вопросов, чем ответов.