А глава НПП “Атамекен” Аблай МЫРЗАХМЕТОВ сделал откровенное заявление, рассказав, как шла закулисная борьба за НДС последние годы, и дал четко понять, что палата приложит все усилия, чтобы новый Налоговый кодекс разрабатывался с позиции бизнеса.
На прошлой неделе наша газета подняла тему о возможном снижении порога по НДС, в результате чего плательщиками в ближайшие годы могут стать тысячи предприятий, которые относятся к категории малого и среднего бизнеса (МСБ). Свое мнение, которое было достаточно критичным, высказали известные экономисты и финансисты. Речь пошла уже не только о наполнении бюджета страны, а о том, как бы выжить бизнесу, если налоговая нагрузка все-таки будет увеличена. В социальных сетях были подготовлены коллективные обращения. Бизнесмены на различных форумах и интернет-площадках высказали свое мнение. Но больше всего страну интересовала официальная позиция НПП “Атамекен” по данному вопросу. Ведь именно палата предпринимателей стоит на страже интересов бизнеса. И, похоже, пришло время доказать это на деле.
Вопрос сложный. Подтверждением тому стало выступление премьер-министра Сагинтаева, который в понедельник даже созвал совещание. А за несколько дней до него выступил глава НПП Мырзахметов. Он обратился к бизнес-сообществу с откровенным заявлением через интернет-телеканал палаты Atameken business channel. Но так как это был прямой эфир, большинство бизнесменов просто не увидели его выступления. А жаль. Подробности о закулисных битвах за НДС могли бы пролить свет на многие важные вопросы. Так о чем же рассказал Мырзахметов? Мы решили опубликовать самые острые моменты.
История началась еще два года назад…
Аблай Мырзахметов решил вернуться к истокам вопроса. Активное обсуждение судьбы НДС идет уже больше двух лет. Далеко не все становится достоянием общественности.
“Я не исключаю, что у нас бывает много закрытых совещаний в правительстве, но, понимая, что интерес большой к вопросу, я хотел бы подробно рассказать о вещах, которые, возможно, выпали из общественного поля зрения, – заинтриговал Мырзахметов с самого начала. – Как вы знаете, был принят План нации “100 шагов”, в рамках его глава государства поставил правительству задачу внимательно изучить ситуацию с налогами и вопрос о возможной замене НДС на налог с продаж. В рамках этого шага уполномоченные органы – это министерство национальной экономики вместе с министерством финансов – подготовили свои поправки, и все прошлое лето мы их обсуждали.
По нашей инициативе были проведены видеоконференции, мы понимали, что вопрос значимый. В первую очередь он касается малого бизнеса – почти миллиона человек. Разработчики предлагали опыт Норвегии и снижение порога по НДС. Это очень странно, конечно, и сразу вызвало неприятие. Тогда наши региональные ассоциации активно выступили против. Мы – не Норвегия! Палата привела аргументы, какие риски это влечет. В начале 2015 года был обвал рубля, стресс переживала наша экономика, а в феврале глава государства четко поставил задачу, что в этих условиях нельзя допустить роста налоговой нагрузки на бизнес. Мы тогда сказали разработчикам, что их предложение выглядит по меньшей мере странно. И контрпродуктивно.
Профильные министерства решили тогда снизить порог сразу в 10 раз и сообщали, что в результате этого новыми плательщиками по НДС станут около 80 тысяч предприятий. У НПП “Атамекен” были свои данные…
Многие данные закрыты. Когда мы ведем диалог с разработчиками, перед нами садятся ответственные лица, берут таблицы, рукой их прикрывают и говорят нам, что это коснется стольких-то людей, данные такие-то. Тем не менее мы нашли данные за 2013 год и увидели, что совокупный годовой доход свыше 6 миллионов имеют около 400 тысяч предприятий, все они должны были одномоментно, по задумке разработчиков, стать плательщиками НДС. Сегодня ИП работают по упрощенке, и они должны стать плательщиками… НДС – это сложный налог, даже крупные предприятия имеют сложности с ним. У них сидят целые департаменты бухгалтеров, а мы говорим о маленьких предприятиях где-то в аулах и селах…”.
Главной причиной, по которой министерство нацэкономики решило внедрять НДС для МСБ, стали теневые схемы, с которыми якобы таким образом можно будет бороться.
Но у палаты свое видение проблемы, и Мырзахметов его прояснил: “Оппоненты из комитета госдоходов могут привести единичные аргументы, что крупные компании дробятся и пользуются порогом, уходя в необлагаемые зоны. Но если мы снижаем порог, то дробиться компании будут еще больше. Вчера они дробились на пять мелких ИП, теперь будут на 10. А каков результат? При этом законопослушный малый и средний бизнес из-за них должен лишиться льгот?
Тогда палата предпринимателей дала свое экспертное заключение, официальное письмо по предлагаемым поправкам.
“Мы сказали, что возражаем, это неправильно, преждевременно, что это нагрузка на бизнес. Тем не менее в начале сентября, несмотря на наше отрицательное заключение, разработчики внесли предложение в мажилис. Согласно ему, с 1 января 2017 года порог по НДС должен быть снижен в 10 раз, до 3 тысяч МРП, – говорит Мырзахметов. – Мы поняли, что основная битва теперь будет в мажилисе, там мы нашли понимание. Гульжана Карагусова поддержала нас, и мы начали готовить общественные слушания”.
О джентльменском соглашении в правительстве
“Но самое интересное произошло в начале сентября 2015 года. Мы узнали, что министр национальной экономики обращается к Карагусовой, что они хотят поменять свое решение и внедрить поправку с 1 января 2016 года, то есть через 3 месяца, – говорит Мырзахметов. – Тогда мы собрали подписи со всех ассоциаций, пригласили “Нур Отан”, “Ак жол”. После этого две недели у нас были серьезные разговоры с руководством правительства. И в результате Сагинтаеву было поручено разобраться, на чьей стороне правда. Потом мы собрались у премьер-министра Масимова, где было доложено, что озабоченность бизнеса не учтена. В ходе жестких разбирательств был даже устный выговор экономическому блоку за попытку поспешно внедрить эти правки. Планы о снижении порога по НДС в 10 раз были отложены, нам пообещали, что в следующем году их пересмотрят, но законопроект все-таки оставили”.
При этом позиция министерства нацэкономики была странной: с одной стороны, речь шла о подготовке к снижению порога по НДС, а с другой – о возможности вообще заменить этот вид налога. Это вызывало недоумение и в палате предпринимателей.
“Вопрос висел долго. А в июле этого года министерство нацэкономики предложило так называемый компромиссный вариант – поэтапное снижение порога по НДС, – рассказывает глава палаты “Атамекен”. – Сейчас де-юре мы живем по Налоговому кодексу, где с 1 января 2017 года предполагается 10-кратное снижение порога, которое нам обещали снять. А теперь нам предлагают компромисс – поэтапно. На фоне того, что было в прошлом году, это выглядит вроде бы лучше… Но наша позиция по-прежнему такова: ни в коем случае нельзя повышать налоговую нагрузку".
Жирные года кончились…
Разговоры о том, что недопустимо увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, всегда приводят к бюджету. Как наполнять его, если есть сплошные льготы? У Мырзахметова позиция по этому вопросу совпадает с позицией независимых экспертов, которые предложили, прежде всего, сделать ревизию расходов в самом госсекторе.
“До этого я выступал с таким тезисом: “Утром сокращение госрасходов, в обед – повышение налогов”. Сейчас я перефразирую: “Утром радикальное сокращение госрасходов, а вечером – повышение налогов”, – заявил глава НПП “Атамекен”. – Есть огромный резерв по оптимизации расходов. Жирные года кончились, но первым должен обезжириться госсектор.
Первичный беглый обзор, который мы сделали, показал, что есть резерв в 500–600 миллиардов тенге, которые можно получить за счет сокращения исследований, у нас есть квазигосударственный сектор, есть серые зоны, а что с контрафактом творится на таможне? Ведь все вопросы известны и были много раз озвучены. Ими надо заниматься. Госаппарату нужно просто начать выполнять поручения Президента. Четко, последовательно. А после этого мы будем говорить о снижении порога НДС”.
Бизнес сам напишет Налоговый кодекс?
Дискуссии идут, правительство вступилось за бизнес, премьер-министр Сагинтаев поддержал предложение подготовить новый кодекс с учетом интереса предпринимателей, они готовы праздновать победу, ведь общественное мнение вроде как услышали. Но каков будет реальный результат?
“Сейчас ситуация такая: либо мы остаемся с этим шоковым понижением, либо принимается законопроект о поэтапном снижении, и у нас есть еще целый год обсуждать эту тему и все-таки решить вопрос в пользу бизнеса, – говорит Мырзахметов. – Давайте ставить свою повестку. Мы призываем всех обсудить новую концепцию Налогового кодекса и весной представить ее правительству. Мы должны провести большую работу, собрать всех экспертов, все интеллектуальные силы на этой поляне и вести диалог с властью. Новая реформа должна снизить налоговую нагрузку на бизнес, и она должна быть очень простая”.
Получится ли воплотить задуманное? Покажет время.
Алматы