Убийце – смертная казнь - Караван
  • $ 489.36
  • 533.45
+11 °C
Алматы
2024 Год
5 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Убийце – смертная казнь

Убийце – смертная казнь

В Алматы родные и близкие погибших в кровавой бойне 18 июля ждали дня оглашения приговора 26-летнему Руслану Кулекбаеву.

  • 3 Ноября 2016
  • 3101
Фото - Caravan.kz

2 ноября 2016 года судья межрайонного суда по уголовным делам Алматы Ерлан Болатов произнес: приговорить к смертной казни!

Утром зал судебного заседания в учреждении ЛА 155/18 был забит до отказа, люди тихо переговаривались между собой, и от этого стоял глухой гул. Но как только появился председательствующий на процессе судья Ерлан Болатов, наступила такая тишина, что можно было услышать лишь дыхание присутствующих.

Обвинения по 10 статьям

Несмотря на то, что кроме Кулекбаева на скамье подсудимых – в соседней застекленной клетке – находились еще четверо обвиняемых (пятый в наручниках стоял рядом с адвокатами), все внимание присутствующих было приковано лишь к убийце. Он сидел на скамье, слегка согнувшись и наклонившись вперед, а его руки были скованы наручниками за спиной. Напомним, Кулекбаеву предъявили целый букет обвинений: ст. 255, ч. 4 УК РК – акт терроризма, ст. 99, ч. 2 – убийство двух и более лиц, ст. 24, ч.3; ст. 99, ч. 2 – покушение на убийство, ст. 192, ч. 4 – разбойное нападение в группе лиц, ст. 287, ч. 4 – незаконный оборот оружия, ст. 288, ч. 2 – незаконное изготовление оружия, ст. 291, ч. 4 – хищение оружия, ст. 200, ч. 4 – угон автомобиля, ст. 126, ч. 2 – незаконное лишение свободы. Пятерых сообщников Кулекбаева – Ербола Кусаинова, Роберта Лю, Жасулана Сапарбекова, Даурена Асембекулы и Нурсултана Абдимомына обвиняют в незаконном хранении, изготовлении и ношении оружия и разбойном нападении. Материалы уголовного дела объединены в 61 том, где фигурируют 6 подсудимых, 23 потерпевших и 72 свидетеля.

“Горе людей рвет душу пополам…”

Эту случайно услышанную мной фразу, вынесенную в подзаголовок, один из сотрудников следственного изолятора адресовал своему коллеге. Не согласиться с ним нельзя.

В общей сложности на зачтение приговора судья затратил 22 минуты, но за это время, хотя люди и хранили полное молчание, в их душах бушевала буря эмоций. Чтобы это понять, не надо быть психологом. По лицам женщин, которые навсегда потеряли сыновей, мужей и братьев, текли слезы. Беззвучно плакали даже мужчины…

Немая скорбь рвала души даже совсем посторонних. Конвой, спецназ, приставы и журналисты мрачно застыли в ожидании финальной точки. И лишь один (не могу и не хочу называть его человеком!) из присутствующих общего горя, видимо, не разделял. Это главный подсудимый Кулекбаев.

Когда вошел председательствующий, он, как и на прошлых заседаниях, отказался встать. При этом лицо его не выражало ни малейших признаков раскаяния. Нет, временами Кулекбаев даже позволял себе криво ухмыляться!

Он, в один миг превративший жизнь стольких счастливых семей в сплошной кошмар, оставил жен вдовами, детей – сиротами, а родителей – безутешными, сидел и усмехался.

18 июля – день трагедии

18 июля 2016 года навсегда войдет в историю республики как день страшной кровавой трагедии. 10 человек, которые ни о чем не подозревали, были безжалостно расстреляны. Трое сотрудников полиции – Бауыржан Нурмаханбетов, Максат Салимбаев и Аян Галиев, пенсионер МВД Гани Нуриманов и сотрудник Пограничной службы КНБ РК Азамат Азимханов погибли на месте, а еще четверо полицейских – Тимур Бегасилов, Мейрамбек Рахматуллаев, Серик Абильдаев и Жалгас Кельдыбаев скончались в больнице.

Это Кулекбаев в ночь на 18 июля перед массовым убийством застрелил гражданку Узбекистана Садыкову.

…Впрочем, по мере зачитывания приговора гримаса на его чисто выбритой физиономии постепенно исчезла, и, когда судья произнес слова “приговорить к смертной казни”, ухмыляться он перестал. Слегка заерзав на скамье, убийца несколько раз мрачно, исподлобья взглянул на присутствующих. В пустых глазах читался вопрос: расстреляют или нет?

Приведут ли приговор в исполнение?

Родные потерпевших отреагировали на приговор по-разному. По словам одних, убийца получил заслуженное наказание, а другие считают, что даже смертью Кулекбаев не сможет искупить своей вины. Мать погибшего полицейского Жалгаса Кельдыбаева – Бахытгуль Жексенбиева – сказала, что удовлетворена приговором и добавила:

– Такие, как он, не должны жить на свете!

Мораторий на смертную казнь в Казахстане соответствующим указом глава государства ввел почти 13 лет назад – 17 декабря 2003 года. Поэтому исполнение судебных приговоров о смертной казни было приостановлено, а с 1 января 2004 года в качестве альтернативного вида уголовного наказания стало пожизненное лишение свободы. Между тем смертная казнь вовсе не отменяется, а только приостанавливается ее исполнение. Мораторий хоть и является бессрочным, однако его могут отменить. Так что все те, кто осужден к смертной казни, после отмены моратория могут быть расстреляны.

Что касается остальных обвиняемых, то они приговорены к различным срокам лишения свободы. Так, Жасулан Сапарбеков получил 10 с половиной лет, Ербол Кусаинов и Даурен Асембекулы – 10, Роберт Лю – 9 с половиной, а Нурсултан Абдимомын проведет за решеткой 3 года.

Кроме того, судья вынес частное определение на имя министра внутренних дел РК генерал-полковника полиции Калмуханбета Касымова о предоставлении к государственной награде посмертно сотрудника полиции Аяна Галиева. Благодаря его мужеству Кулекбаеву не удалось скрыться: полицейский ранил преступника, но сам погиб…

АЛМАТЫ