Казахстанский фермер знает, как завалить родину и Китай дешевым картофелем - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанский фермер знает, как завалить родину и Китай дешевым картофелем

Казахстанский фермер знает, как завалить родину и Китай дешевым картофелем

Изменить систему субсидий, которые выдает министерство сельского хозяйства, предлагает Союз картофелеводов и овощеводов РК. Это позволит за 5 лет увеличить производство картофеля в 2 раза, сделать его дешевле, завалить корнеплодом рынок страны, а также завоевать Россию и Китай.

  • 28 Октября 2016
  • 3421
Фото - Caravan.kz

Антошка, Антошка…

Сегодня в Казахстане действует программа по развитию агропромышленного комплекса на 2013–2020 годы (“Агробизнес-2020”). В принципе, программа очень продвинутая, но результаты пока показывает очень скромные. Причина – в структурных несоответствиях госуправления и ответственности, уверен председатель Союза картофелеводов и овощеводов РК Кайрат БИСЕТАЕВ.

“По программе на АПК выделено 190 миллиардов тенге, – рассказывает Кайрат Бисетаев. – На субсидирование растениеводства – около 45 миллиардов тенге. Сумма приличная. Но используются эти деньги очень неэффективно”.

Тут надо рассказать, как вообще выделяются деньги для АПК. Программы по поддержке фермеров готовит министерство сельского хозяйства. Акимы областей решают, какую культуру и в каком объеме нужно поддерживать. Они же устанавливают нормы субсидий. То есть они говорят: “Я хочу, чтобы у нас в области росла эта культура. Вот ее я буду субсидировать”.

Но “своих” денег в областях нет. Поэтому свои “хотелки” акимы отправляют в Астану. Получив эти запросы, минсельхоз включает их в свои программы, защищает перед министерством финансов. Когда бюджет утвержден, деньги из республиканского бюджета поступают на счета минсельхоза. И уже оттуда – в регионы. Все эти затраты включаются в общую сумму трансфертов из республиканского бюджета в местные. У каждого акима свои запросы. Поэтому и ставки субсидий в областях сильно разнятся.

“Многое делается просто бестолково. Нет системного подхода, целостного видения картины, и отсюда многие ошибки, – рассказывает глава союза. – Три года назад министерство сельского хозяйства утвердило карту специализации регионов. Это очень важная вещь, которая показывает, как должны развиваться области. Но субсидии не были привязаны к специализации. Получилось, что зерносеющие регионы севера Казахстана получали 300–400 тенге субсидий на один гектар зерновых. А ЮКО – совсем не зерносеющая область – получила субсидии на пшеницу, 8 000 тенге на гектар. Это на ценных поливных землях, где выращивать пшеницу абсолютно неэкономично! Здесь лучше выращивать кукурузу или овощи”.

Это нам не задавали

“При Асылжане Мамытбекове (бывший министр сельского хозяйства. – “КАРАВАН”) наш Союз картофелеводов поднимал тревогу о разнице в размерах субсидий в разных регионах страны, – продолжает эксперт. – В Казахстане на картофеле специализируются ВКО, Павлодар, Караганда, СКО, Костанайская, Акмолинская области. Там примерно одинаковые климатические условия, что позволяет применять одни технологии. Но при этом в Карагандинской области на гектар картофеля давали 4 000 тенге субсидий. В Павлодарской – 3 000 тенге. В Костанайской и Акмолинской – 50–60 тысяч, а в ВКО – 120 тысяч тенге. Так решили местные органы власти. Получается, что два основных региона, которые дают 70 процентов товарного картофеля, получают в десятки раз меньше помощи? Когда мы поднимаем этот вопрос перед акимом области, он говорит: “А зачем мне столько картофеля, если вы выращиваете его в десять раз больше? Почему я его должен поддерживать?”.

Эти проблемы возникают из одного корня: нарушено главное правило стратегического планирования и управления – кто платит, тот и заказывает музыку, контролирует ее исполнение и корректирует работу “музыканта” по своему разумению. В нашем же случае платит министерство, деньгами рулит аким, контроля нет, корректировка невозможна. Кто будет менять уже утвержденную на восемь лет госпрограмму? Напоследок – ответственных тоже не назначили. И такая ситуация – по всему АПК.

Как следствие, многие наши программы поддержки села превращаются в клубы по интересам. А все, кто “вне клуба”, даже не знают, с какой стороны всё работает. И не мечтают получить помощь государства. Это неправильно!

Готовь к обеду ложку

“У нас есть предложение по этому поводу, – заявляет Кайрат Бисетаев. – Мы защитили его на площадке “Атамекена”, презентовали министерству сельского хозяйства. Его поддержали другие союзы, в том числе Союз фермеров Казахстана. Если мы говорим, что поддерживаем село и выделяем деньги, то давайте их сложим в кучу и выстроим простую систему, как их использовать. Она должна быть понятна любому участнику аграрного бизнеса…”

Справка “КАРАВАНА”

В Казахстане используется 16 миллионов гектаров пахотной земли. Эксперты союза “разбили” ее по группам – зерновые, масличные, картофель, рис, хлопчатник, крупяные культуры, овощи на открытом грунте. По данным минсельхоза, затраты на гектар по каждой культуре примерно одинаковые. Субсидии составляют часть этих затрат.

Союз предлагает зерновикам восполнять 5 процентов затрат. По остальным культурам – 20 процентов. В итоге субсидии зерновикам должны составлять 300–400 тенге на гектар, на картофель – 1 600 тенге, на масличные культуры – около 7 500 тенге. Тогда в сумме субсидии должны весить 55 миллиардов тенге. Вполне подъемные для минсельхоза. При этом размер поддержки для некоторых производителей увеличивается в разы. При этом учитывалась специализация региона.

Ту же картошку нельзя выращивать в условиях Актау или Атырау. Поэтому в эти регионы субсидии по картофелю направлять нельзя. Также должны поддерживаться зерновики на севере. На юге – производители кукурузы и овощей. Тогда уже можно требовать от регионов конкретных результатов.

Это базовые субсидии. Минсельхоз регулярно выделяет деньги на поддержку новых видов культур. Такая поддержка будет уже дополнительной.

Если принять эту матрицу за основу, то ее следует опубликовать, чтобы каждый фермер видел, где какие культуры поддерживаются, сколько лет будет действовать программа и что необходимо сделать, чтобы получить деньги от государства. Такой сигнал от правительства позволит каждому фермеру планировать свою работу минимум на 3 года вперед.

“Другой важный вопрос. Если нам дают 20 процентов субсидий, то дайте нам их в начале года. Эти деньги я могу положить как залог в банк, получить кредит на посев, чтобы осенью рассчитаться, – говорит Кайрат Бисетаев. – То есть я получу возможность выстраивать отношения с банком. У меня будет достаточно инструментов, чтобы повысить качество своей работы, а значит, получить лучший результат”.

Сыграй, министр, на гармошке

В таком виде субсидии становятся мощным инструментом управления АПК, селом со стороны министерства сельского хозяйства. Например, сейчас оно нуждается в более четком поступлении информации о посевах и правильном использовании земли. В правилах может быть указано требование о нормах внесения, например, удобрений и гербицидов, о том, какая культура высажена, когда. Такую информацию должен вносить сам фермер в своем “Личном кабинете” на сайте акимата. Не должен чиновник за ним бегать. И работник райсельхозотдела спокойно в течение лета проверяет данные. Может он проверить, могут финансовая полиция, прокуратура.

Вся эта информация должна быть доступна для госорганов. Если фермер не предоставил обязательные данные, то на следующий год вы лишаете его субсидий, он вылетает из системы. Зайти обратно будет гораздо сложнее.

Есть другая проблема. Наше правительство не хочет связываться с мелкими хозяйствами. Тогда пропишите нижний порог площади земли. У кого меньше – в программе субсидирования тот не участвует. Но если вы объединитесь в кооператив, то деньги сможете получать. Фермеры сами побегут создавать новые кооперативы. И не надо будет устанавливать планы для акиматов и минсельхоза по такой работе.

“Чтобы быть интересными для переработчика, средняя цена картофеля должна быть 29 тенге за килограмм. Чтобы достичь такой цены, нам надо выращивать 50 тонн с гектара, – уверен Кайрат Бисетаев. – Если эти условия будут соблюдены, то за 5 лет мы увеличим производство товарного картофеля с 620 тысяч тонн до 1 миллиона 220 тысяч тонн. Тогда закроем внутренний рынок, обеспечим экспорт. При такой цене мы сможем спокойно экспортировать картофель в Россию и Китай. Не важно, какой – хороший или плохой год – на картошку будет спрос. Чтобы уйти в премиальный сектор, нужно иметь качественный картофель без содержания нитратов. 40–50 тонн с гектара – это тот порог, до которого не нужно вносить много химии”.