Водка крепчает. Как непьющие казахстанцы ухудшают экономику страны - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Водка крепчает. Как непьющие казахстанцы ухудшают экономику страны

Водка крепчает. Как непьющие казахстанцы ухудшают экономику страны

Пить водку и пиво в Казахстане станет дороже. А закурить после – вообще разорение.

  • 24 Октября 2016
  • 19092
Фото - Caravan.kz

Минфин поднимает цену на алкоголь и табак. И уже в будущем году рискует столкнуться не с ростом поступлений акцизов, а снижением налогов. Как это уже случилось в России.

Министр национальной экономики Куандык БИШИМБАЕВ представил в парламенте проект Налогового кодекса на 2017 год. Документ устанавливает новые ставки акцизов на водку, вино, пиво, сигареты и табак. Акциз на беленькую составит в будущем году 2 000 тенге за литр. Но уже в 2019 году он вырастет до 2 250 тенге за литр.

На пиво в 2017 году – 39 тенге за 1 литр, в 2019 году – 57 тенге. На сигареты – 6 200 тенге за тысячу штук. В 2019 году он вырастет до 8 700 тенге за тысячу.

Формально правительство преследует очень благие цели: увеличить налоги в бюджет и задавить теневой рынок. Что получится фактически, можно проследить по уже написанной истории акцизов в нашей стране.

Требуйте отстоя пены!

Резкое увеличение акцизов в Казахстане началось в 2012 году. Тогда их доля была едва ли не самой низкой в мире – 100 тенге за бутылку 0,5 литра. Поэтому и цена была самой демократичной: дешевая, но законная водка стоит 320 тенге.

С другой стороны, у нас в стране – вот парадокс! – и пить стали меньше. В том далеком уже 2012 году казахстанцы выпили 68,8 миллиона литров водки. Или примерно 8 литров в год на печень каждого взрослого человека. В 2013 году потребление снизилось до 57,7 миллиона литров, а в 2015-м – до 44,6 миллиона литров. Это уже скромные 5,4 литра в год на один рот.

– Мы наблюдаем снижение потребления алкоголя в Казахстане больше 10 лет, – рассказал “КАРАВАНУ” председатель ассоциации “КазАлко” Амиржан КАЛИЕВ. – Последние годы идет снижение потребления крепкого спиртного: с 2005 по 2012 год оно уменьшилось на треть. Изменяется культура пития, происходит смена поколений. Из-за этого сокращается число заводов по производству спирта и водки. Сегодня их осталось всего 13. Поэтому особого ажиотажа от повышения акцизов на алкоголь мы не видим.

Такое падение пития не могло не отразиться на поступлении налогов в бюджет. Они тоже снижаются. И очень значительно. В 2013 году налоги на водку дали бюджету 13,6 миллиарда тенге. В 2014-м налоги выросли почти в 2 раза – 22,4 миллиарда тенге. Но в прошлом, 2015 году произошло неприятное – акцизы на зеленого змия упали до 8,3 миллиарда тенге.

Это падение почти в 3 раза можно назвать катастрофическим. Налоги со всех видов алкоголя, в том числе пива и вина, дали в этот год всего 15 миллиардов тенге – низкий результат. Правда, по итогам 9 месяцев 2016 года налоговый комитет уже собрал 29 миллиардов тенге как акциз за все виды алкоголя.

Вероятнее всего, часть бизнеса ушла в тень. От слишком высоких налогов. Потому что злоупотребление продуктом не может изменяться так быстро в масштабах страны. Как это уже случилось в России.

Эффект Лаффера – Лигачева

Рост акцизов в Казахстане следует связывать с политикой России по оздоровлению собственного населения. Жесткое отношение Москвы вылилось в решение поднять налоги на “плохие товары” – табак и алкоголь.

В 2012 году после создания Таможенного союза Россия закрыла свои рынки для спиртного из Беларуси и Казахстана. В этом году ставка акциза увеличивалась дважды: в начале года и в середине. В итоге с 1 июля акциз на водку вырос до 300 рублей за 1 литр спирта (60 рублей на полулитровую бутылку водки). В итоге минимальная законная цена бутылки водки была на уровне 100 рублей. Или чуть меньше 500 тенге. В Казахстане в это время такая же бутылка стоила 250–300 тенге.

После этого в рамках Таможенного союза был принят документ о гармонизации ставок акцизов. Иначе говоря, Москва обязала Минск и Астану поднимать акцизы, чтобы через 5–8 лет наши страны догнали Россию по уровню цен на алкоголь и табак. При этом у соседей акциз постоянно рос. В 2016 году он составил 500 рублей (2 650 тенге) за литр спирта. А минимальная цена полулитра водки – 190 рублей (1 000 тенге).

Но собираемость налогов упала. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития РФ Олег ФОМИЧЕВ в интервью РИА “Новости”. По его словам, максимальный объем сбора акцизов был зафиксирован в 2012 году. Тогда ставка акциза составляла 300 рублей, но потом начала расти. В результате​ алкоголь “начал выталкиваться в нелегальную сферу”. Стала уменьшаться и собираемость этой формы дани. “В связи с этим мы предлагаем вернуться на условный уровень 2012 года плюс накопленная инфляция и на этом уровне акцизную ставку зафиксировать в реальном выражении”, – сказал замминистра.

По его подсчетам, акциз на крепкий алкоголь нужно снизить до 360 рублей за литр спирта. Тогда бутылка водки будет стоить 136 рублей.

Правда, минфин уже отказался снижать налоги. Более того, он предложил увеличить ставку до 523 рублей. И вынес свой проект на суд парламента.

Пиво без водки…

Разговоры про “черную” экономику вполне оправданны, если данные по налогам сверить с цифрами комитета по статистике. Они не сходятся. И очень сильно.

По данным комитета по статистике РК, водки в 2015 году было произведено 44,6 миллиона литров. Налог в прошлом году составлял 1 200 тенге за литр 100-процентного спирта. Ожидаемый сбор налога должен был бы составить тогда 21 миллиард тенге. Фактически было собрано 8,3 миллиарда.

И такое расхождение идет по всем видам “плохих товаров”. Коньяка мы выпили почти 7 миллионов литров. Ставка акциза – 250 тенге за литр спирта. Ожидаемый сбор налогов – 690 миллионов тенге. Фактически собрано 277 миллионов. В 2 раза меньше.

Пива выпили 514 миллионов литров. Ожидаемый сбор налога – больше 13 миллиардов тенге. Собрано в 2 раза меньше – 5,7 миллиарда.

Главный товар по выплатам – табак. Сигареты и папиросы должны были дать 120 миллиардов тенге налогов. Но все табачные изделия дали только 45 миллиардов тенге налогов.

На посошок

Иначе говоря, разница между цифрами показывает резерв, где могли бы поработать налоговики (может, они вообще не курят и не пьют?), чтобы пополнять бюджет законными деньгами. Либо сокращать налоговые вычеты для производителей и продавцов алкоголя и табака.

АЛМАТЫ