Это по самым осторожным подсчетам наших туркомпаний. Сколько иностранцы оставляют у нас – подсчитать трудно. Все равно меньше. Улица с односторонним движением? Почему?
На этот вопрос “КАРАВАНУ” попытались ответить директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА и глава туркомпании “Хан Тенгри” Даурен ВАЛИЕВ.
Три недели назад мы рассказали о ситуации вокруг раскопанного древнего городища в центре Тараза. В концепции развития туристской отрасли в Казахстане 2014 года ему отводилась едва ли не главная роль на Великом Шелковом пути, совпадающем с магистралью Западная Европа – Западный Китай. А что в реальности? Г-жа Шайкенова лично села за руль и проехала от Алматы до Тараза. Впечатления напрягли и удручили.
От великого до естественного
– Я хотела посмотреть, как растет придорожная инфраструктура: заправки, кафе, мотели, СТО. А увидела просто множество туалетов. Внешне красивые. Но зайдешь внутрь – там “этого” (морщится и жест рукой по горлу) – выше… Аж глаза режет от вони. Я не придираюсь. Я представляю себе реакцию иностранцев на визит в эти заведения. При этом у нас утверждены стандарты придорожной инфраструктуры. И где они? А иностранцы не привыкли терпеть несколько часов.
– Дорога к прекрасному не может быть легкой и приятной…
– Я обсуждала эту проблему в областном акимате. Мне сказали, что местные предприниматели взяли в аренду участки вдоль трассы. Но потом бабах! – девальвация, и у них кончились деньги на строительство. Скоро акимат начнет судиться с этими людьми: раз они ничего не строят – отобрать у них землю. А Тараз – самый уникальный город Казахстана. Это сама история страны. Его можно сделать брендом республики, где представлена практически вся кухня Центральной Азии: казахская, киргизская, узбекская, уйгурская, дунганская, кавказская, корейская… Есть путеводитель, который подскажет: где все это можно попробовать? Нет! Там рядом пять объектов, которые находятся под охраной ЮНЕСКО, есть Аксу-Жабаглинский заповедник, старейший в Центральной Азии. В этом году ему исполнилось 90 лет. Жамбылская область – вообще рай для ботаников и орнитологов. Большинство птиц при перелете на юг делают остановку именно там. Наши партнеры из Германии специально возят своих клиентов, чтобы показать краснокнижных птиц. Из 34 видов тюльпанов 19 произрастают именно здесь…
– Плюс маки?
– Точно! Возить сюда туристов можно с апреля по октябрь. Кстати, сейчас один из главных трендов – событийный туризм. Сюда можно заманить голландцев – на историческую родину тюльпанов. Пусть увидят, как они цветут в естественных условиях. Но тут опять, извините, возникнет тема туалетов…
– Рашида Рашидовна, в центре Тараза раскопали древнее городище. Археологи ликуют, а туркомпании и их клиенты негодуют.
– Странное место. Часть раскопали. Часть закрыли стеклом, как это принято в мире. Есть элементы музеефикации. И все. Карл Байпаков (знаменитый археолог. – Авт.) на последней конференции по Шелковому пути, говоря о новых раскопках (“есть такие шикарные вещи”), задал вопрос: “А где туристы?”. Да, он раскопал. А кто будет делать из этого туристский ресурс?
– Дворец Минотавра на Крите – скучное зрелище. Но рядом можно много чего увидеть. А также поспать-поесть-попить, купить тысячи сувениров. А Тараз?
– Этот археологический суперпродукт для туристов тоже надо готовить к “продаже”. Раскопали много. А что на выходе? На территории древних городищ построили какое-то официальное здание, рядом наблюдательную вышку, из которой отлично видно – только не смейтесь – местную узбекскую махаллю, а не раскоп.
– Гениальное решение!..
– Это что! Там почти все закатали в асфальт и слева начали строить здание музея, который уже начал проваливаться в раскоп. Я это видела!
– Этот “музей” станет следующим культурным слоем для будущих поколений?
– А во сколько обойдется его спасение для бюджета страны и области? Кто его проектировал? В горакимате мне сказали, что при прежнем руководстве по проекту от минкультуры. Поэтому никто в Таразе с этим ничего сделать не может.
Эмоциональное
Туриндустрию в девятый раз хотят передать в какое-то министерство. Недавно создали министерство оборонной и аэрокосмической промышленности? И туризм к космосу можно присоединить. Но нам же на земле работать!
– Но в Таразе же много чего можно гостям показать?
– Этот позор? Конечно, там откопали великолепные бани, базарную площадь, остатки храма, системы орошения, захоронения, памятники… Плюс в городе отличные музеи. Если это собрать в комплекс и рядом или за городом – не важно! – устроить нечто вроде старинного аула, где гостям продемонстрируют быт казахского поселения, ремесла, кулинарные секреты, песни и танцы, мастерство наездников с предложением поучаствовать во всех этих действах, – успех обеспечен. Не знаю, сколько туристов посетят ЭКСПО в Астане. Не думаю, что много. Потому что внятной и завлекающей рекламы мало. Мы пока неизвестная туристам страна.
– А захотят ли они перемещаться на такие расстояния? Это же деньги, время: Мангистауская область, Тараз, Алматы, Бурабай, Восточный Казахстан, Кызылорда?
– Большие расстояния убивают интерес и желания. Мы – девятая страна в мире по территории. Нам крайне необходима малая авиация для туристов. И по нормальным ценам. Взять Алматинскую область. Лучшие места для туристов – за 100–200–300 и больше километров: Чарын, Алаколь, Поющие барханы, Кольсайские озера, Ясеневая роща, урочище петроглифов, Прибалхашье… А нормальных дорог нет. Сегодня наш бизнес не просит денег. Просто дайте туриндустрии встать на ноги путем преференций, чтобы можно было построить гостиницы, купить транспорт, обеспечить доставку, жилье и кормежку гостям. Так во всем мире поднимали туристскую привлекательность стран. Это реальные инструменты для поднятия отрасли. Первые шаги есть, но…
Не оттуда копаем!
Даурен ВАЛИЕВ:
– Туризм работает на 32 отрасли экономики, а они в разных ведомствах. Поэтому постоянный конфликт интересов. Иногда это нормально. Мы ратуем за максимальное расширение списка стран, для которых открыт безвизовый режим. А КНБ или МВД – против. Потому что есть безопасность страны. И минфин против. Потому что визовые сборы – это доход в бюджет. Пограничникам дай волю – они вообще все въезды перекроют, как это было с Киргизией, когда перекрыли Кеген. Каждый рулит, как ему выгодно. Но при этом ухудшается туристский потенциал страны. Действия по координации – задача уполномоченного органа. Я 28 лет в туризме. И все годы отбиваюсь от новых действий, которые вредят нашей отрасли, это практически все министерства: от минэкономики, минсельхоза и минфина до минздрава, минкульта, минтранса и силовиков. Эти чиновники, которые нами командуют, ни одного доллара на туризме не заработали. Непрофессионалы!
– Примеры есть?
– Направление в сторону Хан-Тенгри, Центральный Тянь-Шань. Из этой точки – символа тенгрианства – можно сделать чуть ли не всемирный паломнический туризм. Как Мекка для мусульман. Тюрки изначально тенгрианцы, и нас 200 миллионов. После демаркации границы с Киргизией закрыли дороги, установили шлагбаумы, натянули “колючку”. А там с 1986 года международный альпинистский лагерь “Хан-Тенгри”. Понятно, что это приграничная зона, что безопасность государства превыше всего. Что время сейчас не самое мирное. И какому-то полковнику надо спокойно до пенсии дотянуть…
Все кричат: бюджет, бюджет!.. Надо пополнять. А кто будет? Только за счет покупки виз? Виза – 150 долларов. И еще необходимо личное присутствие, надо приехать в посольство РК. В мире не так. Люди посылают через DHL паспорт – и получают его с визой. Мы что, Америка? Так мы всех туристов распугаем.
– В преддверии ЭКСПО-2017 граждане уже двух десятков стран могут приехать без визы. И еще больше будет ближе к выставке.
– Давно это надо было сделать! Тогда поток посещений быстрее бы рос. В 2014 году приняли стратегию развития туротрасли. А она невыполнима. Потому что никакой господдержки. Но если мы хотим быть интересными для других, сначала надо стать интересными для себя. У нас должна быть своя история.
– А разве ее нет?
– От 1917 года. И еще история средних веков. А мы были в центре империи Чингисхана! Это был расцвет кочевой цивилизации тюрков. Что мы знаем об этом? Проект “Атамура” (“Культурное наследие”) был хорошо профинансирован. Сделано много. Но нет механизмов реализации этого наследия. Это должно быть в школьных учебниках, в научно-популярных публикациях, фильмах.
– И как монетизировать все это применительно к туризму?
– Туризм – это и есть механизм финансирования культурного наследия. Гумилев говорил, что цивилизации Древнего Рима и Древней Греции – это цивилизации районного масштаба. Кто в мире это знает? Культурное наследие – это фундамент, его должно финансировать государство. Карл Байпаков огромную работу сделал. А где вторая стадия? Вот киргизы ходят в своих колпаках. А мы, казахи – в “Дольче и Габбана” – не генерируем свое прошлое в настоящее. Инфраструктура? Она не всегда нужна.
– Но если нет дорог, то как добраться до точки?
– Чтобы показать культуру кочевников, дороги не нужны. Их же и не было! Самый кайф – это неизбитые тропы. Гости из-за рубежа ищут такие места, где еще не были. Но в мире об этом не знают. Любой дурак может заработать на туризме, где есть исторические памятники. Как в Узбекистане, Египте, Париже. А заработай там, где их нет… Наше культурное наследие никто не раскручивает. Историкам только дай деньги – будут копать и копать. А у них другая задача – популяризация знаний. Я по миру поездил и заметил: от Японии до Америки в национальные парки детей автобусами возят. За государственный счет. Вот главная задача, а не строительство 5-звездочных курортов на Каспии. С Турцией решили побороться? Смешно… Туризм сегодня – это не дороги-гостиницы-рестораны. Это история и культура страны…