Гарвардский профессор символогии Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс) приходит в себя в больнице во Флоренции. Он не помнит, как оказался в Италии и как был ранен. При нем находится лазерная указка, которая проецирует изображение ада из поэмы Данте «Божественная комедия». Пометки на картине указывают на погибшего несколькими днями ранее биотехнолога-миллионера Зобриста (Бен Фостер). Тот скрывался от властей, так как разрабатывал биологическое оружие для радикального сокращения населения земли. Лэнгдон осознает, что у него в руках ключ к месту нахождения бомбы Зобриста. Вместе с женщиной-врачом Сиенной Брукс (Фелисити Джонс) профессор устремляется на поиски смертоносного устройства. Он не доверяет властям, так как попытки с ними связаться приводят к выходу на его след киллера.
Американский сочинитель триллеров Дэн Браун прославился, когда написал «Код да Винчи» – провокационную книгу, которая не только рассказывала занимательную детективную историю, но и настаивала, что в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи есть указания на то, что Иисус Христос и Мария Магдалина любили друг друга. Конечно, это был домысел, но домысел, основанный на фактах и пробуждающий в любом читателе вкус к теории религиозных заговоров. «Код да Винчи» был столь популярен, что в 2003 году обойти его по продажам смогла лишь очередная книга «Гарри Поттера». Три года спустя Рон Ховард снял экранизацию с Томом Хэнксом, и она тоже оказалась суперблокбастером, хотя критики предъявили ей множество претензий.
«Инферно» тоже опирается на роман Дэна Брауна о профессоре Лэнгдоне, но на сей раз никакой исторической провокации в картине нет. Отсылки к Данте и истории Италии встречаются в ленте лишь потому, что одержимый «Божественной комедией» Зобрист использовал ее для зашифровки указаний своим последователям. Небольшие экскурсы в прошлое в «Инферно» присутствуют, но попыток переписать историю и раскрыть реальный заговор лента не предпринимает. Ее основной сюжет сугубо вымышлен и современен, и это типичная для шпионских триллеров охота за маленькой штуковиной, которая может натворить больших бед. В сравнении с «Кодом да Винчи» это разочаровывает, но аналогично, напомним, были устроены и «Ангелы и демоны», второй фильм Ховарда и Хэнкса по мотивам книг Брауна. Хотя там было больше, чем в «Инферно», наведения тени на исторический плетень.
Однако нет худа без добра. Чем меньше в триллере болтовни, тем больше в нем действия, и «Инферно» получилось весьма агрессивным и динамичным. Причем как в плане постоянной беготни, так и в плане того, как эта беготня снята. Кажется, Ховард вдохновлялся фильмами Пола Гринграсса о Джейсоне Борне, хотя и не пытался создать их точную визуальную копию.
Почему «беготня», а не «экшен»? Потому что профессор Лэнгдон и раньше был не боец, а теперь он еще и выглядит как дедушка (Хэнкс заметно сдал со времени «Кода», и «Инферно» не делает ему поблажек, часто снимая его лицо сверхкрупными планами). Так что бегать от врагов он может, а вот противопоставить им ему нечего. Он либо бегает, либо думает, либо бегает в задумчивости. Полноценный экшен в «Инферно» начинается лишь в конце фильма, когда у профессора появляются крепкие союзники. Ну, и он сам тоже капельку участвует. Но только капельку.
Помимо забегов по историческим паркам и зданиям, а также упомянутых выше крошечных исторических экскурсов (вы знаете, по чьей вине крестоносцы разграбили Константинополь?) в фильме есть… Да нет, больше почти ничего нет. Поскребя по сусекам «Инферно», можно найти один неожиданный сюжетный поворот, два крошечных романтических фрагмента, физическую красоту Фелисити Джонс и харизматичную игру индийского актера Ирфана Хана в роли колоритного и неоднозначного персонажа. Для средненького триллера этого вполне достаточно, а на большее «Инферно» не претендует. В отличие от романа Брауна, где вопрос о перенаселении земли рассматривается куда серьезнее и жестче, чем в фильме.