По словам Калмуханбета Нурмуханбетовича, ныне каждое десятое преступление совершается по пьянке. Стало быть, нетрезвых граждан надо как-то адаптировать к светлому завтра. Как? Без стакана тут, похоже, не разобраться. Ветераны со стажем помнят, как стремительно стражи порядка зачищали полости кошельков своих “пациентов” – к утру те и вспомнить не могли, сколько денег у них было вечером. И где гарантии, что эта традиция эпохи застоя не вернется?
У нас как-то исторически сложились трудные отношения с адаптацией к чему-либо. Вот взять коммунальное хозяйство.
Властелины газа, тепла, воды, света и прочей канализации ежегодно повышают тарифы на свои услуги. Народ перестает платить, потому что зарплаты (в отличие от цен на ту же еду) не растут. Конечно, лучше быть сытым в тепле, чем голодным в холоде. А если кошелек не адаптирован к новым тарифам? И тут власти на местах начинают процесс “детоксикации” долгов.
Где-то отключают свет и воду – оптом всему дому. В Семее начали снимать входные двери в квартиры. А начальник управления энергетики и коммунального хозяйства Алматы Ермек Усенбаев на неделе предложил ЦОНам не оказывать услуги неплательщикам. Поскольку среди должников “судьи, замакима, бизнесмены. А потребители для нас все равны”… Круто. Это в Турции “все включено”. А у нас, похоже, будет все вынесено и выключено? Я согласен, что при решении любой проблемы всегда надо плясать от известного отопительного устройства. Страшно, когда оно начинает плясать от тебя. А тебе ответить нечем…
В среду в Шымкенте начался суд над преступной группой из двух десятков мошенников, которая за 4–5 тысяч долларов помогала претендентам в бастыки проходить тестирование при поступлении на госслужбу. Таких оказалось 120 душ. Не знаю, приступили уже эти господа к служению народу или у них отняли эту честь задним числом? А если среди них и такие, которым по чину положено бороться с коррупцией… Как с ними быть? Получается, у борцов со взятками уже руки по локоть в светящихся мозолях?
К слову, не думаю, что только в Шымкенте трудилась банда “помогаек”. Полагаю, в северных, западных и восточных областях отечества трудятся такие же ухари, которые засыпают с идеей, а просыпаются с четко продуманной задачей. Еженедельные сводки с фронтов борьбы с коррупцией с указанием сроков компенсации вреда бюджету и имиджу страны – тому свидетельство.
В понедельник хлопнули с поличным начальника управления по делам обороны Кокшетау Куанышпека Камалиева . Его такса – 60 тысяч тенге за отсрочку от призыва в армию. Во вторник экс-шефу столичного управления пассажирского транспорта Едилю Сулейменову суд дал 6 лет за взятку в 2 миллиона тенге… Ну никак господа при должностях не могут адаптироваться к тому, что с коррупцией у нас стали бороться по принципу “пленных не брать, патронов не жалеть”.
В струю. В среду генеральный прокурор Казахстана Жакип Асанов предложил увольнять к чертовой матери чиновников за незаконные проверки бизнеса. “Ничего страшного не случится, если половина будет уволена по отрицательным мотивам. Пусть это будет им уроком”. Жакип Кажманович, а вы последствия представляете?
Допустим, половину проверяльщиков-отморозков разогнали. А где гарантия, что их места не оккупируют те, кто за 4–5 тыщ “зеленых” проскочил на это место, как в Шымкенте, и не только там? Даже если новички окажутся предельно честными, им тоже время для адаптации потребуется: освоить правила игры, понять, где кроется дьявол, где профит свой и где руководства. Новая работа – это же как первый секс: не все получается, как хотелось. Зато есть что рассказать потом друзьям, слегка приукрашивая. Или следователям – но без прикрас. Если что-то не так сложится…
Изумили на неделе две вещи. Первая: министр образования Сагадиев предложил включить в школьную программу курсы вождения – чтобы выпускник входил во взрослую жизнь уже с правами. По мнению Ерлана Кенжегалиевича, это “изменит ситуацию на дорогах”. Разумно. Но не бесспорно.
И вторая: швед Кристиан Бодегрен намерен пересечь Казахстан от Зайсана до Каспия верхом на верблюде, рекламируя международную выставку ЭКСПО-2017. Я точно знаю, что верблюды в Скандинавии не водятся. Как швед адаптирует низ своего организма под это животное – ума не приложу. Буду просто молча восторгаться кипятком, что есть такие бесплатные и мужественные рекламодатели.
Алматы