В 1281 году монголы направили на острова два флота – в 900 судов из Кореи и из 3 500 с юга Китая. На борту они несли 140 тысяч солдат.
12 августа флоты объединились для общего нападения на Кюсю. 15 августа бывший император обратился с молитвой к основательнице рода – богине Аматэрасу. Также он отправил посланца в Исэ, ее главный храм, просить божественной помощи. Просьба была услышана.
В этот же день на горизонте появилось маленькое облачко. Оно росло, и вскоре, еще до захода солнца, плотная мгла опустилась на море Гэнкай, где дрейфовала монгольская армада. Затем поднялся ветер. Волны росли, монгольские суда бешено раскачивались, а ветер превратился в тайфун, который обрушивал на корабли массы воды, бросал их на скалы, сталкивал между собой. Армаду разнесло в щепки; казалось, “будто кто-то разбросал божественные гадательные стебли” по поверхности моря.
Тайфун немедленно назвали божественным ветром – камикадзе. Когда он стих, самураи радостно бросились добивать уцелевших интервентов.
К этому времени гражданских войн в Японии не было почти век, поэтому монгольское вторжение для самураев было манной небесной. Оно могло покрыть их славой и обогатить. Каждый самурай больше всего желал сразиться один на один с каким-нибудь монголом и отсечь ему голову, подражая деяниям предков. Противник воевал в сомкнутом строю, но ему не удавалось сомкнуть “фалангу”. Потери монголов были огромны. Один китайский флот потерял половину своего стотысячного экипажа.
После победы над монголами национальная гордость японцев возросла непомерно. Камикадзе считали оружием, посланным с неба. Его стали воспринимать как символ божественной защиты Японии, а святилище в Исэ стало пользоваться огромным почетом и уважением.
Героизм самураев вполне мирно соседствовал с бухгалтерской практичностью. У них было принято описывать свои подвиги после битвы. Бумаги с таким описанием и подписями свидетелей шли наверх, к командующему. Самых достойных награждали. Обычно землей с несколькими крестьянами на ней, которую изымали у побежденного клана.
Поэтому сразу после войны с монголами отличившиеся самураи стали требовать вознаграждения. Но во время этой войны новые территории не были завоеваны. Сёгун Хёдзе Токимунэ встал перед проблемой – вознаграждать героев нечем.
Территория Японии бедна на плодородную землю. Несмотря на внушительные размеры. Больше половины земли приходится на горы, на которых невозможно выращивать рис. Вознаграждать героев можно было, только отобрав земли у неугодных. А это риск новых внутренних войн.
Поскольку сёгунат верил в божественное происхождение камикадзе, святилища и храмы тоже потребовали свою долю при раздаче земельных участков . Верховный жрец синтоистского храма на Кюсю жаловался в 1309 году, что он до сих пор не получил награды, хотя в 1281 году божество метало стрелы во врага из своего святилища, а за миг до того, как поднялся камикадзе, три пурпурных стяга на крыше храма обратились в сторону вражеского флота!
30 лет регенты были обременены чрезмерными расходами на вознаграждения и религиозные службы. Выгадали от этого только храмы. Камикадзе был бы совсем дурным ветром, если бы он никому ничего не принес.
Самураи же не получили ничего. Это сломило мораль воинов. В итоге следующий, XIV век в Японии стал золотым веком предательства и измены. Только через 300 лет военачальники начали вознаграждать особо отличившихся самураев не землей, а рисом. Еще через 200 лет сёгуны стали раздавать золото…
Мотивация для государственных служащих, какими и были в свое время самураи, всегда является отражением государственной идеологии. Как и в XIII веке в Стране восходящего солнца, так и сегодня в Казахстане эта идеология только начинает формироваться. Это видно по тому количеству высоких государственных лиц, которые регулярно попадаются на взятках, коррупционных схемах и создании собственных кланов внутри министерств. Зарплата чиновника никак не покрывает всех его ожиданий и нужд. Каждый, кто имеет хотя бы мизерные заслуги перед страной, аккуратно записывает свои положительные поступки и забывает отрицательные. Соответственно взятки и подношения воспринимаются не как нарушение закона, а как справедливое вознаграждение за труды и чаяния. В этом плане мы, к сожалению, не сильно далеко ушли от феодальной Японии.
Но в современном мире есть также мораль для общества. Перед лицом такого соперника современным “самураям” приходится проявлять большую настойчивость и изобретательность. Еще лучше, если можно придумывать не только свои подвиги, но и подлые поступки для других. На этом фоне выглядеть благопристойным легче и проще.