Коль скоро вернисаж называется “Пособие”, то оправдались ожидания зрителей относительно академически выполненных работ. Ведь они для студентов.
Живописец, график и преподаватель со стажем Татьяна Чевтаева говорит, что загорелась идеей показать свои работы именно ученикам. Ведь бывает так, что учитель хорош как теоретик, знающий много о навыках в определенном виде творчества, но как практик неизвестен. В экспозиции автор представила произведения последнего полугодия, но есть и картины конца 80-х годов.
Искусствовед, главный хранитель фондов областного художественного музея Елена ДУБОВАЯ говорит, что Татьяна, приоткрыв свое мастерство, создала некую ретроспекцию творчества.
– В одних работах ее карандаш – свободный, творческий и оригинальный. В других – строгий, академический, словно пособие для учеников, – отмечает Дубовая.
Стихия Чевтаевой – портреты и натюрморты. По большей части красивые женщины и милые дети изображены живущими в солнечном и романтичном мире – в светлой тональности, мягком колорите. Натюрморты же дышат легкостью, светом и прозрачностью. Автора привлекают охотничьи композиции с дичью (друзья Татьяны называют это проявлением духа амазонки), тонкие узорчатые гравировки на старинной посуде, кружева и бархат драпировок. Прописанность деталей в работах Татьяны ее коллеги называют ювелирной работой. Сама же виновница торжества напомнила, что она всегда выступает в защиту натурной живописи.
– Художник – это самобытность, помноженная на знания. Правила существуют и в творчестве. Оно не является анархией и только внутренним миром творца. Живопись обязательно должна опираться на законы, даже если она какая-нибудь очень авторская, – подчеркивает Татьяна.
Она считает, что напрасно сегодня художники довольно часто прибегают к фотографии, когда берут ее в союзники. По ее убеждению, использование фото для изображения – это дорога вниз для живописца. О чем она неустанно повторяет ученикам.
Собственно, и на этой выставке Чевтаева представила основные каноны, классику, постигнув которую, можно расти. Совет от мастера: познать законы художественного творчества и постоянно работать, не делая пауз.
– Ученики приходят, но не все знают меня, как художника. Захотелось показать студентам, что я умею не только преподавать. Но и это не потолок, я никогда не буду самоуспокаиваться, – делится автор выставки.
– Почему на портретах в основном женщины?
– Все просто – это мое постоянное окружение. Большая часть портретов – дочь в разном возрасте, а также подруги.
– К мужчинам нет предубеждения?
– Нет, что вы! Единственное, когда работаю над мужским портретом, то мужчины чаще женщин чем-то недовольны – просят убрать морщинки, например (улыбается). А мужа своего я стараюсь не напрягать.
Павлодар