Большое сердце Балхаша - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Большое сердце Балхаша

Большое сердце Балхаша

Даже тяжелая форма инвалидности – не приговор!

  • 6 Октября 2016
  • 3244
Фото - Caravan.kz

Это доказал коллектив Балхашского городского общественного объединения “Улкен Журек”, основное направление деятельности которого – коррекция и реабилитация детей-инвалидов. За 5 лет через его центр прошло 160 детишек с ДЦП, синдромом Дауна и другими тяжелыми заболеваниями, из которых 39 сегодня посещают школы и детские сады.

История этого объединения, которым бессменно руководит Людмила Денисова, началась в 2009 году с печального события – у Людмилы Ивановны родилась внучка Лиза с диагнозом ДЦП.

– Я лечилась с ней в нескольких лечебных учреждениях, но, к сожалению, во многих из них берут детей с легкой патологией, то есть, как в медицине тогда называли, “перспективных”, а перед детьми с тяжелыми заболеваниями двери были закрыты, – рассказывает Людмила Денисова. – Но мне всегда было больно смотреть, ведь это тоже ребенок, и он имеет право на все те блага, что и здоровые дети. Я стала обращать внимание, что, к сожалению, в нашем городе много детей-инвалидов. Можно сказать, что они официально признаны государством как необучаемые, и это даже несмотря на то, как много всего делается в рамках инклюзивного воспитания и образования в нашей стране. Вот именно такие проблемы и побудили меня заняться этой деятельностью.

Центр жизни и общения

Сейчас в центре, как называют 4-комнатную квартиру в жилом доме, жизнь кипит вовсю: обучение проводится пять дней в неделю в две смены, занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Дети разделены на четыре возрастные группы, все занятия – абсолютно бесплатны.

– В нашем объединении зарегистрировано 115 детей с ОВЗ (особые возможности здоровья), – рассказывает Людмила Денисова. – Ежегодно коррекционно-реабилитационные занятия проходят 65–75 детей, охватить всех пока нет возможности – не позволяет площадь помещения.

В центре имеются тренажеры и оборудование, которые используются в процессе коррекции и реабилитации инвалидов, с детьми работают логопед, психолог, массажист. Есть свой кукольный театр, специальные наборы для развития мышления и мелкой моторики, здесь обучают и навыкам практической жизни: дети стирают, сушат и гладят белье, моют посуду. Есть принадлежности для переливания и пересыпания веществ, для тренировки пальцев рук ребята учатся пользоваться различными застежками, есть сенсорная зона, где они изучают цвета и геометрические фигуры. В кабинете арт-терапии дети учатся лепить из пластилина, рисовать, клеить аппликации, конструировать. В кабинете ЛФК с помощью вертикализатора или надувного нейроортопедического костюма, в который помещают ребенка, после чего его накачивают воздухом, учат стоять на ногах. Иппотерапией занимаются на специальном тренажере японского производства. Людмила Денисова смеется: – Никто эту нашу лошадь на согым не пустит.

– Музыкальная терапия – одно из самых любимых занятий нашего центра, – рассказывает руководитель центра. – Дети с радостью танцуют и поют, тренируют речь, двигательные навыки, память. Мы также обучаем и родителей – проводим семинары, тренинги по обучению методам и приемам коррекционно-реабилитационной работы с ребенком дома. Это делается для того, чтобы ребенок практически весь день – днем у нас, а в другое время под наблюдением родителей – получал необходимую помощь. Ведь реабилитация – это очень долгий процесс, длящийся годами, и систематичность при этом крайне необходима.

Не теряйте время

С родителями детей-инвалидов работают и психологи:

– Если рождается ребенок-инвалид – это очень тяжело сказывается и на психике родителей, и на моральном климате в семье, – рассказывает Людмила Ивановна. – Родители начинают друг друга обвинять, нередко мужья бросают жен. Я сама прошла такой период с внучкой. После рождения ребенка-инвалида родители переживают несколько этапов: первый – это, естественно, шок. Потом начинается депрессия – они ничего не хотят делать, руки опускаются, люди начинают плыть по течению. После наступает этап озлобленности: родители начинают винить друг друга, окружающий мир, климат в семье становится крайне взрывоопасным. Потом приходит стыд – родители стыдятся показываться со своим ребенком на людях, не говорят о своей проблеме, закрываются в четырех стенах и ничего не предпринимают. Наши психологи работают с ними над тем, чтобы они, во-первых, приняли эту данность спокойно. Ну а затем поэтапно начинают выводить родителей из этого состояния. Не надо скрывать эту проблему, не нужно терять время – чем раньше начать лечение, тем лучше результат.

Условие – не называть имени

На заре становления центра для капитального ремонта его помещений, приобретения мебели и необходимого оборудования были нужны деньги. Как и от кого они их получили, мы узнали из просто невероятной истории:

– Про то, что мы нуждаемся в спонсорах, журналисты написали в местных СМИ, – рассказывает Людмила Ивановна. – Чуть позже я возвращалась с одного семинара из Караганды в Балхаш. Когда села в такси, увидела на заднем сиденье сверток и передала его водителю. Он при мне развернул его, и мы были шокированы: там лежали пачки долларов и тенге. Многие мне потом говорили, что надо было оставить их себе, но пусть судьба тех денег останется на совести того таксиста. А на следующий день, когда я была уже в Балхаше, мне позвонили знакомые из Караганды и сказали, что нашелся бизнесмен, который хочет безвозмездно передать нам необходимую сумму – 4 миллиона тенге. Он просил привезти ему все учредительные документы и наши проекты. Я приехала, он все изучил, пообщался со мной и, представляете, дал мне эти самые 4 миллиона.

После ремонта и закупа необходимых мебели и оборудования мы пригласили его в центр. Позже он мне рассказал, что, передав деньги, пожалел, что решился на такой поступок, – видимо, не поверил мне. Но после того, как он своими глазами увидел, чем мы занимаемся в центре, обрадовался. Его имя я не могу назвать – это было его условием перед тем, как дать нам деньги. Только я знаю, кто он. Огромное ему спасибо.

Вырвались из четырех стен

Сейчас ОО “Улкен Журек” является региональным лидером в своей области. Центр множество раз номинировался на различные награды и премии, среди которых почетные грамоты министерства здравоохранения и соцразвития, областных органов власти. Объединение внесено в книгу лучших социальных проектов страны, “Улкен Журек” не раз становился победителем среди общественных объединений своего профиля.

– C сентября 2011 года и по сегодняшний день 7 наших детишек сейчас обучаются в общеобразовательных школах, – гордится достижениями центра Людмила Денисова. – В специализированные школы пошли учиться 17 наших воспитанников, в инклюзивные группы детских садов – 15 детей. И это при том, что у всех этих детей была задержка психофизического развития.

Сами себе помощь

Центр участвует в различных конкурсах и тендерах акимата Балхаша, объединение не раз выигрывало грант посольства Германии. Однако денег порой не хватает даже на самое необходимое. К примеру, по словам Людмилы Денисовой, зарплата специалистов центра – около 25–30 тысяч тенге. Они работают практически на голом энтузиазме. Нет денег на приобретение собственного транспорта для перевозки в центр и обратно детей-инвалидов. Последние 4 года объединение арендовало микроавтобус, а сейчас родители самостоятельно оплачивают услуги автотранспорта.

Новый центр – заветная мечта

Недавно городские власти преподнесли ОО “Улкен Журек” хороший подарок – выделили земельный участок для строительства нового, более просторного современного центра. В горархитектуре также сделали подарок – спроектировали здание будущего центра. Теперь остро стоит вопрос поиска спонсора для финансирования строительно-монтажных работ. На 243 зарегистрированных в городе инвалида-ребенка ресурсов этого единственного в своем роде центра явно недостаточно.

Темурлан ТУРДАЛИН, Балхаш – Алматы