Кто такая новая элита и почему современный Казахстан до сих пор живет без национальной идеи? Почему мы должны вечно бороться за независимость и что такое «национальное единство»? Ответы на эти и другие вопросы дал доктор философии, президент Международной Тюрко-Славянской Академии, известный общественно политический деятель Досмухамет Нур-Ахмет в рамках первой публичной лекции проекта «IQ Studio», пишет 365info.kz.
Кто борется — проигрывает меньше, чем тот, кто сдался
Хотя необходимость созрела давно, Казахстан не выработал еще свою национальную идею или идеологию, несмотря на неоднократные попытки властей сделать различные вбросы в общество. Величественные задачи, озвученные властью, некоторые наши горе-апологеты понимают буквально и предлагают решать через непосредственное строительство вечной страны. Как в свое время строили коммунизм. А никому еще построить вечное государство не удавалось. Употребление термина «вечность» по отношению к казахам как к народу является не совсем корректным и уместным. Ведь понятие «вечность», кроме Всевышнего, казахи традиционно применяют только по отношению к «тому», а не к «этому» миру…
Вечной должна быть объявлена не сама страна, а борьба за ее независимость
Борьба за независимость и процветание страны — это вечный бой, в котором должен участвовать каждый.
Независимость государства не дается навечно и требует приложения огромных усилий. Это постоянный труд не только в период ее приобретения, но и всего обладания. Борьба за независимость — это не разовая деятельность, а величина постоянная и поэтому требует приложения постоянных усилий, а не постоянного распыления всех имеющихся ресурсов. За свободу, за свои права нужно бороться. Кто не борется, тот сам ежедневно убивает свою свободу и свою жизнь. Кто участвует в борьбе — проигрывает меньше.
Государство и средний класс
Важное значение среднего класса состоит в том, что таковой, состоя в основном из госслужащих, представителей среднего бизнеса и некоторых других людей, является объективным защитником и носителем государственного сознания и интересов, а также примером образованности. Поэтому он выступает главной опорой государственности, оплотом законности и сторонником интеллектуального развития нации.
Государство, в котором нет среднего класса, не может подняться на высокую ступень развития и войти в число развитых стран
В стране без среднего класса нет центра тяжести, ее легко обгоняют ветра чужих государственных и иных интересов. Ибо в таких псевдогосударствах есть только крепостная масса и правящая каста.
Однако необходимо знать, что средний класс появляется тогда, когда произвол правительства и чиновников предотвращается сопротивлением противоположных сил. И он появляется только в том месте, где существуют, хотя бы относительно, независимые права относительно независимых людей.
Несвободные граждане не могут построить сильное государство
Доктрины добрососедства
Как Казахстану строить отношения с другими государствами? Есть несколько доктрин для этого.
Доктрина мирного существования. По этой доктрине страны признают друг друга суверенными государствами на основе международного права, хотя интенсивно не взаимодействуют друг с другом. В таких отношениях находятся большинство стран на планете.
Доктрина добрососедства. Поскольку любое государство граничит с другим таким же государствами, необходимо руководствоваться принципом:
соседей не выбирают, а взаимодействовать с ними приходится
Поэтому желательно, чтобы эти взаимоотношения были как минимум мирными и добрососедскими.
Доктрина дружбы. Государства при реализации своих национальных интересов обнаруживают сходства и противоположности с аналогичными интересами других государств. Так, две или несколько стран подписывают соответствующие соглашения или образовывают между собой региональные или иные союзы по интересам. Эти союзы могут быть как стратегическими, так и тактическими. По истечению обстоятельств, благодаря которым были образованы эти союзы, например тактические, они могут быть аннулированы, а стратегические остаются.
Доктрина единства и братства. Это исторически возникшие союзы государств, созданные на основе единства основных духовных, культурных и иных ценностей и традиций их народов. Связи между ними осуществляются не только на уровне государственных органов, но и между коллективами, организациями, а также гражданами этих стран. Такой союз мы называем естественным союзом.