Маленькими группами по 100 человек
Заполучить к себе китайского туриста мечтают многие. И, после того как в прошлом году наши страны подписали меморандум об упрощении визового режима, у Казахстана появился реальный шанс преуспеть в этой борьбе. Этим летом первые группы китайских туристов отправились в тур по Алматинской и Восточно-Казахстанской областям. На вокзале Урумчи по этому поводу был организован пышный праздник, представители китайского туристического бизнеса назвали то событие “новой вехой двусторонних отношений”. Всего в промотур, стоимость которого, кстати, составила на человека 700 долларов за 7 дней без учета перелетов, съездили 300 граждан КНР. И первая же группа из 100 человек на продукты и сувениры потратила в Восточно-Казахстанской области 2,5 миллиона тенге.
– Что мы вынесли из этого опыта? Это хорошие большие группы, достаточно состоятельные, но пока еще не слишком привередливые в плане эксклюзивного отдыха. Потребляют очень много крутого кипятка, на завтрак им обязательно нужны лапша и вареные яйца, из приборов – палочки. Все надписи для них должны быть продублированы на китайском языке. В целом активные веселые люди. Любят природу, шопинг и кипяток, – рассказывает о первом контакте с туристами из Поднебесной президент Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА.
И природы, и шопинга в Казахстане более чем достаточно, поэтому первые гости из Китая оценили свою поездку очень высоко. Казалось бы, теперь турист с Востока должен штурмовать достопримечательности нашей страны не маленькими группками по 100 человек, но пока массового наплыва гостей из Поднебесной нет.
Визы, Интернет и базар
– Необходимо надлежащим образом реализовать меморандум об упрощении группового туризма в Казахстан из Китая. Также необходимо упрощать выездные и въездные процедуры. Следует продумать механизм выдачи виз по прибытии и получению транзитных виз при пребывании в стране в течение 72 часов. К тому же нужно поощрять большие компании гражданской авиации двух стран. А также развивать чартерные рейсы между городами двух стран, – вынес свое предложение по теме чрезвычайный и полномочный посол КНР в Казахстане Чжан ХАНЬХУЭЙ.
Параллельно с этой работой должна строиться информационная кампания. Как отметил специальный представитель государственного управления по делам туризма КНР, президент Китайской академии туризма Дай БИН, современная китайская молодежь предпочитает самостоятельно бронировать туры и выстраивать туристические маршруты по данным в Интернете. А информации о казахстанских достопримечательностях на китайском языке в Сети негусто. Как выразил надежду Дай Бин, это временное явление. Также он посоветовал казахстанскому малому бизнесу уже сейчас осваивать сопутствующие ниши.
– Китайские туристы очень любят шопинг. Поэтому необходимо развивать рынок сувениров, исторических изделий и национальных украшений. Это принесет экономике принимающего государства большую прибыль, – прогнозирует Дай Бин.
Работа для оралмана
Между тем российские туроператоры, которые уже несколько лет активно возят китайских туристов по своим достопримечательностям, отмечают, что с кондачка самого завидного туриста не возьмешь. Так, несмотря на запущенную в РФ программу China Friendly, повсеместное дублирование надписей в аэропортах и на улицах, информацию на сайтах на китайский язык, подготовку гидов, выиграть от привлечения китайского туриста смогли не все. Некоторые операторы столкнулись с занижением цен, нелегальными гидами из Китая и другими проблемами.
По мнению исполнительного директора российской туристической ассоциации “Мир без границ” Светланы ПЯТИХАТКИ, многих проблем удалось бы избежать, если бы не спешка.
– Тот же вопрос с нелегальными гидами. Когда гидов-переводчиков с китайского языка было очень мало, компании были вынуждены прибегнуть к услугам китайских граждан, которые жили на тот момент в Москве. Поэтому исходя из нашего опыта я рекомендую вам начать подготовку своих гидов со знанием китайского уже сейчас, пока туристический поток не достиг больших масштабов, – обращается она к казахстанским туроператорам.
Также россияне советуют заранее оценить свои возможности по размещению многочисленных тургрупп из Поднебесной.
– Серьезная работа по приему туристов из Китая – это бизнес для серьезных компаний. Очень не рекомендую мелким туроператорам и агентствам вообще ввязываться в эту тему. Мы видим, как в России выросшие как грибы посредники, которые думают, что оказывают услуги по приему китайских туристов, становятся на самом деле заложниками ситуации: они берут на себя обязательства по приему и размещению, но оказываются не в состоянии эти обязательства выполнить по запланированной цене. Потому что поток туристов растет очень быстро, а инфраструктура нет, – говорит генеральный директор ООО “Интурист” Леонид МАРМЕР.
Но если крупное турагентство способно заранее забронировать и транспорт, и билеты на какие-то развлечения – например, в цирк или Кремль, то мелким операторам это делать много сложнее. В итоге либо тур получается “пустой”, либо туроператор отдает запланированную выручку спекулянтам.
Казахстанские туроператоры обо всех этих подводных камнях знают и даже, как уверяет Рашида Шайкенова, работают над тем, как их в нашей стране обойти. Так, насущный вопрос гидов решается за счет привлечения в профессию оралманов из Китая. Более 20 новых гидов уже получили сертификаты.
Свою готовность принимать группы китайских туристов уже выразили 56 казахстанских туроператоров, и, по прогнозам китайской стороны, в Казахстан ежегодно будут приезжать 250 тысяч китайских туристов.
Астана